каких детей (например, у мальчиков по сравнению с девочками, у детей, обнаруживающих или не
обнаруживающих сопутствующие патологические процессы, и т. д.) и в каких областях деятельности
(взаимодействия в семье, в школе, со сверстниками) лечение наиболее эффективно (см. S.M. Campbell,
2000b). Похоже, что результаты мультимодального исследования будут еще некоторое время
обсуждаться (Cunningham, 1999). Какие бы выводы не были сделаны, уже сейчас можно сказать, что
нам предстоит пройти еще долгий путь, прежде чем удастся ответить на все вопросы и разрешить
проблемы, связанные с ГРДВ и другими детскими расстройствами (Boyle & Jadad, 1999).
Дополнительные вмешательства
Для оказания поддержки детям с ГРДВ и их родителям используются также другие
вмешательства. Среди них семейное консультирование, группы поддержки и индивидуальное
консультирование ребенка. (Краткий обзор этих и других дополнительных вмешательств можно найти в
табл. 5.2).
Семейное консультирование и группы поддержки. Многие семьи детей с ГРДВ нередко
испытывают разочарование, чувство вины и злость. Как мы уже говорили, поскольку родители уделяют
больше времени детям с ГРДВ, их братья и сестры могут чувствовать себя заброшенными или
обиженными. Члены семьи могут сами нуждаться в специальной психологической помощи.
Консультирование помогает всем членам семьи приобрести необходимые навыки взаимодействия и
более эффективные способы общения.
Группы поддержки оказывают значительную помощь людям, так или иначе связанным с ГРДВ.
Существует многочисленные районные и национальные группы поддержки, состоящие из родителей,
чьи дети страдают ГРДВ. Члены группы оказывают друг другу эмоциональную поддержку,
обмениваются информацией, опытом разрешения личных проблем, адресами специалистов, говорят о
своих успехах и надеждах. Существует также электронные страницы в Интернете, на которых
публикуются бюллетени и материалы дискуссионных групп. Обмен опытом с другими людьми,
имеющими те же проблемы, помогают родителям избегать чувства одиночества.
Ян: Скрытая боль.
Никто не должен был знать о том, что я не такой, как все. Я никому не мог об этом
рассказать. И я обещал себе, что больше никто не увидит моих слез. Вот если бы у меня было хотя бы
несколько друзей, они защитили бы меня. И никто из детей не осмелился бы дразнить меня и называть
тупицей... Я отчаянно пытался сохранить свое достоинство, отчаянно скрывал, что со мной что-то
не так. И это отчаяние преследовало меня все мое детство... (Murray, 1993).
Индивидуальное консультирование. Жизнь может быть очень тяжелой для детей с ГРДВ. Они
редко достигают хороших результатов, которые позволяют сохранять чувство собственной
компетентности. Возможно, именно из-за этого, даже в тех случаях, когда им все же удается достичь
успеха, они объясняют его неконтролируемыми факторами, такими как легкость задания или удача
(Hoza, Wacshbucsh, Pelham, Molina & Milich, 2000). Им очень часто приходится подвергаться наказанию
и слышать обвинениям в том, что они глупые или плохие. У них мало друзей и много проблем.
Воздействие стрессов может привести к тому, что они будут чувствовать себя изолированными, считать
себя ненормальными, глупыми и обреченными на неудачу. Индивидуальное консультирование
пытается разрешить эти проблемы. Дети обычно приходят на консультацию с большим количеством
вопросов о ГРДВ и лечении, которые решаются на первом и последующих сеансах (врезка 5.6).
Врезка 5.6
Вопросы, которые задают дети и подростки с ГРДВ
Дети в возрасте от 4 до 10 лет:
Я только что понял, что у меня ГРДВ. Как я могу сохранить это в секрете от моего брата?
Я слышал, ГРДВ означает, что ты обречен. Это правда?
Правда ли, что если имеешь ГРДВ, то можешь думать быстрее остальных?
Поможет ли мне медицина стать умнее?
Подростки в возрасте от 11 до 17 лет:
Почему вы уверены, что это лечение не опасно?
|