Как правило, антисоциальное поведение у обычных, не проблемных детей и подростков
возникает и потом идет на спад в процессе нормального развития (Achenbach, Howell, Quay & Conners,
1991). Так, например, большинство детей к 2 годам начинают проявлять агрессию и приучаются
сдерживать ее к тому времени, как поступают в школу (Tremblay et al., 1999). Около 50% родителей
говорят, что их дети-дошкольники лгут, не слушаются или портят вещи, и только 10% родителей
подростков утверждают то же самое о поведении своих подросших детей (Achenbach, 1991a). Отчасти
это кажущееся улучшение может отражать недостаточное участие, проявляемое родителями к
проблемам подростков. Тем не менее, хотя антисоциальное поведение, в котором они признаются сами,
проявляется у тинейджеров чаще, чем случаи, о которых говорят родители, эти самоотчеты также
свидетельствуют о возрастном снижении уровня антисоциального поведения (Achenbach, 1991b). На
рис. 6.1 представлена частота некоторых распространенных форм антисоциального поведения у
мальчиков и девочек, на основании описаний их родителей. Эти графики иллюстрируют некоторые
важные черты антисоциального поведения при нормальном развитии.
|