агрессивное; поведение включает драки, деструктивность, неповиновение, хвастовство, угрозу
другим и разрушения в школе. (Achenbach, 1993а).
Были идентифицированы две другие независимые шкалы антисоциального поведения: шкала
открыто-скрытых (overt-covert, dimension) и деструктивно-недеструктивных форм (Fricl et al., 1993).
Шкала открыто-скрытых форм поведения отображает как открытые видимые акты, например
драка, так и скрытые, тайные акты, например ложь и воровство. Дети с антисоциальным поведением,
как правило, более негативны, раздражительны и обидчивы в своих реакциях на враждебные ситуации,
они чаще вступают в конфликты в семье (Kazdin, 1992). Наоборот, дети, проявляющие скрытое
антисоциальное поведение, менее социальны, более тревожны и более подозрительны к другим, они
чаще всего происходят из семей, где им не предоставляется поддержки. Большинство детей с
проблемами поведения проявляют как открытое, так и скрытое антисоциальное поведение. Эти дети
часто входят в конфликт с властями, у них возникают серьезные дисфункции в семье и результаты их
поведения в течение длительного промежутка времени оказываются наиболее плохими (Loeber, Lahey &
Thomas, 1991). Шкала деструктивно-недеструктивного поведения включает такие действия, как
жестокость по отношению к животным или физическое нападение, и не деструктивное поведение, такое
как ссоры и раздражительность.
Как показано на рис. 6.3, пересечение шкал открыто-скрытых типов поведения и деструктивно-
недеструктивных приводит к четырем категориям проблем поведения: а) открыто-скрытое поведение,
или ущерб собственности, б) открыто-деструктивное поведение, или агрессия, в) скрытно-
недеструктивное, или нарушения статуса и г) открыто-недеструктивное, или оппозиционное поведение.
Дети, проявляющие открыто-деструктивное поведение, в особенности склонные к постоянным
физическим дракам, рискуют впоследствии приобрести психиатрические проблемы и функциональные
заболевания (Loeber, Green, Lahey & Kalb, 2000).
Рис. 6.3. Четыре категории поведенческих проблем (adapted from Frick et al, 1993).
Психиатрическая точка зрения. С психиатрической точки зрения, проблемы поведения
определяются как явные психические расстройства на основе симптомов, описанных в DSM (АРА,
|