Navigation bar
  Print document Start Previous page
 181 of 537 
Next page End  

Хотя большинство детей с проблемами поведения обладают нормальным интеллектом, в
среднем их коэффициент умственного развития на 8 пунктов ниже, чем у сверстников (Hogan, 1999;
Moffitt & Silva). Однако IQ может быть даже выше среднего (более чем на 15 пунктов) у детей с рано
начавшимся расстройством поведения, и это нельзя объяснить такими факторами, как исключительно
низкое социальное положение, раса или раннее знакомство с пенитенциарной системой (Lynam, Moffitt
& Stouthamer-Loeber, 1993). Однако более низкие показатели IQ у детей с проблемами поведения могут
быть обусловлены сопутствующим гиперкинетическим расстройством и синдромом дефицита внимания
(Sonuga-Barke, Lamparelli, Stevenson, Thompson & Henry, 1994).
Поскольку вербальный коэффициент умственного развития значительно ниже, чем коэффициент
умственного развития при выполнении задания, то у детей с проблемами поведения имеет место
недостаток речевой функции. Этот недостаток может влиять на внимание ребенка при чтении и
прослушивании, разрешении проблем, выразительной речи и письме и запоминании вербального
материала (Speltz, De-Klyen, Calderon, Greenberg & Fisher, 1999). Вербальный и языковой дефицит
может внести свой вклад в антисоциальное поведение, они мешают развитию самоконтроля и
распознаванию эмоций у других людей, а это в свою очередь приводит к недостатку эмпатии (Caspi &
Moffitt, 1995; Hastings et al., 2000). Интересно отметить, что, в отличие от большинства детей с
проблемами поведения, детям с безразлично-неэмоциональным межличностным стилем не свойственен
вербальный дефицит, но у них возникает дефицит невербальных способностей (Loney, Frick, Ellis &
McCoy, 1998). Вероятно, недостаток эмпатии связан с факторами, отличными от тех, которые
объясняют дефицит эмпатии у большинства детей с проблемами поведения.
Более низкие умственные способности и вербальный интеллект проявляются на ранних стадиях
развития ребенка, еще задолго до того, как возникнут проблемы в поведении. Тем не менее само их
присутствие не определяет будущей агрессии — факторы семьи также имеют большое значение
(Patterson, 1996). Например, дети и с вербальными недостатками и с тяжелой обстановкой в семье
проявляют агрессивное поведение в 4 раза чаще, чем дети с каким-либо одним из этих факторов
(Moffitt, 1990). Таким образом, вербальный дефицит может усилить ранимость ребенка и его
подверженность влиянию враждебного окружения в семье. Как именно это происходит, не ясно, но
вполне возможно, что дефицит вербальной активности у ребенка затрудняет понимание родителями его
потребностей. Все это ведет к фрустрации родителей, гораздо меньшему количеству позитивных
взаимодействий, гораздо большему количеству наказаний и более значительным трудностям в обучении
социальным навыкам (Hinshaw, Lahey & Hart 1993; Patterson, 1996).
Дети с проблемами поведения редко учитывают последствия своих поступков или их влияние на
других. Они не могут контролировать свое импульсивное поведение, удерживать в сознании
социальные ценности или будущие вознаграждения или приспосабливать действия к меняющимся
ситуациям. Этот паттерн предполагает дефицит исполнительных функций, схожих с теми, которые мы
обсуждали у детей с дефицитом внимания и гиперактивностью (Toupin, Dery, Pauze, Mercier & Fortin,
2000). Так как оппозиционно-демонстративное расстройство, расстройства поведения и
гиперкинетическое расстройство и синдром дефицита внимания зачастую сопутствуют друг другу,
наблюдаемый дефицит исполнительных функций у этих детей может быть обусловлен
гиперкинетическим расстройством и синдромом дефицита внимания (Pennington & Ozonoff, 1996).
Проблемы обучения
Каждый раз, когда вы закрываете школу, вам придется строить тюрьму.
Марк Твен, 1900
Дети с проблемами поведения плохо учатся в школе, медленно переходят из класса в класс,
часто их помещают в специальные образовательные учреждения, исключают из школы, наказывают и
выгоняют с уроков (Hinshaw & Anderson, 1996). Тесная связь между проблемами в школе и
антисоциальным поведением привела к предположению, что слабые навыки чтения связаны с
антисоциальным поведением. Тем не менее данные о том, способствуют или нет недостаточные навыки
чтения возникновению проблем в поведении в дальнейшем, остаются достаточно противоречивыми
(Williams & McGee, 1994). Представляется, что увеличение преступности среди мальчиков с плохими
навыками чтения связано с редким посещением школы, а не трудностями в чтении (Maughan, Pickles,
Hagell, Rutter & Yule, 1996).
Hosted by uCoz