раннему возникновению расстройств поведения, в свою очередь определяющих постоянные проблемы в
жизни больного (Robins, 1991).
Несмотря на то что между этими диагнозами много общего, исследования позволяют сделать
вывод о том, что расстройство поведения, с одной стороны, и гиперкинетическое расстройство и
синдром дефицита внимания, с другой это разные болезни. Во-первых, модель, включающая оба
типа расстройств, более соответствует клиническим данным, чем предполагающая существование
одного лишь расстройства социального поведения (Fergusson, Horwood & Lloyd, 1991; Hinshaw, 1987).
Во-вторых, гиперкинетическое расстройство и синдром дефицита внимания чаще, чем расстройство
поведения, ассоциируются с ослаблением когнитивных способностей, патологией нервной системы,
отвержением со стороны сверстников, невнимательностью в классе и более высокой вероятностью
несчастных случаев (Hinshaw & Anderson, 1996).
Подростки с расстройством поведения и гиперкинетическим расстройством и синдромом
дефицита внимания также различаются в зависимости от того, какими качествами характеризуются их
родители. Расстройство поведения само по себе и гиперкинетическое расстройство с синдромом
дефицита внимания в комплексе с расстройством поведения связаны с высоким уровнем
антисоциальности у родителей и с их агрессивным поведением, а гиперкинетическое расстройство и
синдром дефицита внимания сами по себе нет (Hinshaw, 1987). Дети, страдающие одновременно
двумя типами расстройств, как правило, отличаются более острыми поведенческими и социальными
недостатками, а кроме того, хуже учатся, чем дети с каким-либо одним из этих видов расстройств
(Hinshaw, Lahey & Hart, 1993; Moffitt, 1990; M. A. Roberts, 1990).
Депрессия и тревога
Депрессия и тревога у детей с проблемами поведения возникают гораздо чаще, чем у
нормальных подростков (Hops, Lewinsohn, Andrews & Roberts, 1990; Zoccolilo, 1992). Около одной трети
из них получают диагноз депрессии или сопутствующего тревожного расстройства (Dishion, French &
Patterson, 1995). Проблемы поведения у подростков также являются фактором риска, провоцирующим
совершение молодыми людьми самоубийств, с сопутствующими проблемами злоупотребления
наркотиками и депрессией в семье (Renaud, Brent, Birmaher, Chiapetta & Bridge, 1999).
Большинство женщин, в детстве страдавших расстройством поведения, став антисоциальными
взрослыми, страдают от депрессивного и тревожного расстройства. Кроме того, у представителей и того
и другого пола встречаются более серьезные проявления антисоциального поведения, связанные с
усилением депрессии и тревоги (Zoccolillo et al., 1992; Zoccolillo & Rodgers, 1991, 1992). Сильная
взаимосвязь между расстройствами поведения и расстройствами настроения будет очевидна, если мы
учтем, что юные подростки с проблемами в отношениях, позже в отрочестве, в одинаковой степени
страдают как от внешних, так и от внутренних проблем (Nottelman & Jensen, 1995). Это особенно
характерно для подростков-девочек, у которых именно антисоциальные симптомы, а не проблемы
экстернализации обусловливают появление депрессии и тревожности (D. О. Lewis et al., 1991; Robins,
1986; Robins & Rutter, 1990).
Дети с проблемами в поведении и сопутствующим тревожным расстройством, как правило,
менее агрессивны, чем дети с одним только расстройством поведения, но скрытые симптомы, такие как
ложь и воровство, у тех и у других одинаковы (Walker et al, 1991). Предполагается, что присутствие
тревоги у детей с расстройством поведения может сдерживать агрессивные поступки (Pine, Cohen,
Cohen & Brook, 2000). Подтверждением этой теории служат данные о том, что мальчики с
расстройством поведения и тревожными расстройствами показывают более высокий уровень слюнного
кортизола, который, как известно ассоциируется с более высокой степенью сдерживания в поведении
чем мальчики с одним только расстройством поведения (McBurnett et al., 1991). У мальчиков с
расстройством поведения более низкий уровень слюнного кортизола непосредственно связан с более
агрессивным и деструктивным поведением (McBurnett, Lahey, Rathouz & Loeber, 2000). Интересно, что
хотя дети с проблемами в поведении, как правило, более тревожны, чем дети без проблем поведения,
дети с безразлично-безэмоциональным межличностным стилем менее тревожны (Frick, Lilienfeld, Ellis,
Loney & Silverthorn, 1999).
Итоги раздела
- Около 50% детей с расстройством поведения также страдают от гиперкинетического
|