Navigation bar
  Print document Start Previous page
 188 of 537 
Next page End  

расстройства и синдрома дефицита внимания. Несмотря на то что у этих заболеваний много общего,
гиперкинетическое расстройство и синдром дефицита внимания и расстройство поведения, по-
видимому — различные расстройства.
- Приблизительно одной трети детей с проблемами поведения ставят диагноз депрессии или
сопутствующего тревожного расстройства.
- Дети с проблемами поведения и сопутствующим тревожным расстройством менее агрессивны,
чем дети с одним только расстройством поведения, но скрытые симптомы, такие как ложь и воровство,
у них одинаковы.
Распространенность проблем поведения, пол и направления развития
Распространенность
Клинический диагноз расстройства поведения довольно распространен, он охватывает от 2 до
6% всех детей или от 1 до 4 миллионов детей в Северной Америке (Hinshaw & Anderson, 1996;
Zoccolillo, 1993). Уровень оппозиционно-демонстративных расстройств приблизительно в два раза
превышает уровень расстройств поведения и в среднем составляет 12% всех детей (Nottelman & Jensen,
1995). Учтите, однако, что эти показатели варьируют и зависят от пола, возраста и социально-
экономического уровня ребенка.
Пол
Энн: Беглянка.
Энн — 13-летняя девочка, которая до недавнего времени жила со своей матерью, отчимом и
младшим братом. В течение 6 последних месяцев она живет в приюте для молодежи и находится под
надзором, потому что постоянно убегает Родители говорят, что Энн любит спорить, не слушается,
часто лжет. Кроме того, она часто крадет вещи и ювелирные изделия из домов родственников и
друзей, а также у своих родителей...
За последние 3 года Энн четыре раза сбегала из дома. Каждый раз приходилось обращаться в
полицию. Побегов стало еще больше после того, как ее отругали за воровство и курение сигарет..
Однажды Энн сбежала и ее не было трое суток.
Полиция нашла девочку когда та бродила по улице поздно ночью на другом конце города
(приблизительно в 10 милях от своего дома). Энн не захотела сказать полицейским, кто она и где
живет; в результате прошло еще несколько часов, прежде чем ее вернули домой (адаптировано из
Kazdin, 1995, стр. 3-5).
Есть несколько различий в уровне или серьезности поведенческих проблем у мальчиков и
девочек в первые годы жизни, но наиболее четко различия проявляются к 4-летнему возрасту (Keenan &
Shaw, 1997). В детстве уровни расстройств поведения у мальчиков в 3 или 4 раза выше, чем у девочек, и
расстройства возникают у мальчиков раньше и отличаются большей устойчивостью, чем у девочек
(Anderson, Williams, McGee & Silva, 1987; McGee, Feehan, Williams & Anderson, 1992; Zoccolillo, 1993).
Хотя уровень расстройства поведения, преступность и преступления взрослых выше у мальчиков, чем у
девочек, многие девочки также страдают от серьезных проблем поведения. По некоторым оценкам
проблемы поведения встречаются у 3% всех девочек (Eme & Kavanagh, 1995; Webster-Stratton, 1996).
Хотя половые различия усиливаются в середине детства, они ослабевают или совершенно
исчезают к 15 годам (McDermott, 1996; McGee, Feehan, Williams & Anderson, 1992). Усиление проблем
поведения у девочек в подростковом возрасте связано в первую очередь с усилением скрытого
неагрессивного антисоциального поведения (Zoccolilo, 1993). Например, Энн ворует, лжет и убегает из
дома, но физически она не агрессивна. У мальчиков самые первые симптомы расстройства поведения —
агрессия и воровство, тогда как у девочек — дурные поступки, связанные с сексом (Offord, Alder &
Boyle, 1986). Антисоциальные девочки чаще других устанавливают взаимоотношения с
антисоциальными мальчиками (Caspi, Elder & Bem, 1987), рано беременеют и у них в дальнейшем
наблюдается широкий спектр расстройств, в том числе тревога, депрессия, и проявляется плохое
воспитание (D. Е. Lewis et al., 1991; Serbin, Moskowitz, Schwartzman & Ledingham, 1991).
Хотя количественно различия между антисоциальными поступками мальчиков и девочек в
Hosted by uCoz