Navigation bar
  Print document Start Previous page
 190 of 537 
Next page End  

Frick & McBurnett, 2000).
Общее направление в возникновении проблем поведения. На рис. 6.4 показан
приблизительный порядок появления различных форм деструктивного и антисоциального поведения.
Хотя существуют отдельные свидетельства, например, когда 9-месячного младенца исключали из
детского сада за избиение других детей, ранние признаки проблем в поведении, как правило, не столь
очевидны (Kazdin, 1995, стр. 27). Самые первые признаки асоциального поведения — это трудный
темперамент в первые несколько лет жизни (проявление невропатии у детей.
Прим. науч. ред.).
Трудный темперамент выражается в суетливости, раздражительности, нерегулярном сне и еде,
расстройстве и фрустрации в ответ на новые события. Тем не менее, как мы уже говорили о
расстройствах внимания и гиперактивности, хотя эти проявления предшествуют возникновению
проблем поведения впоследствии, они не специфичны только для этого типа расстройств.
Дошкольный возраст
1) Трудный темперамент
2) Гиперактивность
3) Заметные проблемы в поведении / Агрессивность
Школьный возраст
4) Уход
5) Плохие взаимоотношения со сверстниками
6) Проблемы в учебе
7) Скрытые проблемы в поведении
Возраст отрочества
8) Связь с преступными сверстниками
9) Преступление (арест)
Рис. 6.4. Приблизительный порядок возникновения различных форм деструктивного и
асоциального поведения с детства и в отрочестве (Loeber, 1990).
В дошкольный период и в начальной школе возможные неврологические нарушения могут
вызвать у ребенка заметную гиперактивность по мере того как он приобретает способность двигаться и
усиливается опасность оппозиционного и агрессивного поведения. Дошкольники с оппозиционно-
демонстративным расстройством проявляют упрямство, у них случаются вспышки раздражительности,
они обвиняют и досаждают другим и проявляют злобу — эти проблемы остаются стабильными на
протяжении 2-5 лет (S. В. Campbell, 1990). Проблемы, связанные с дисциплиной и плохой
саморегуляцией в раннем детстве, особенно когда они сопровождаются плохим воспитанием и высоким
уровнем стресса, — яркие показатели того, что ребенок и в дальнейшем будет испытывать проблемы
поведения (С. В. Cambell, Pierce, March, Ewing & Szumowski, 1994; S. B. Campbell, Shaw & Gilliom,
2000).
Большинство детей с проблемами поведения проявляют полиморфность поведенческих
нарушений, со временем к их асоциальным поступкам прибавляются новые, а не просто повторяются
старые. Плохие социальные навыки и социально-когнитивный дефицит часто сопровождают рано
возникающее оппозиционное и агрессивное поведение, так что ребенок становится предрасположен к
установлению плохих взаимоотношений со сверстниками, отвержению сверстниками и социальной
изоляции. С поступлением в школу проблемы импульсивности и внимания могут привести к
возникновению затруднений в чтении и академической неуспеваемости. Скрытые проблемы поведения,
такие как прогулы или злоупотребления наркотиками, также начинают возникать во время учебы в
начальной школе и усиливаются в раннем отрочестве. В возрасте с 8 до 12 лет начинает возникать такое
поведение, как драки, хулиганство, поджоги, вандализм, жестокое отношение к животным и людям,
акты воровства.
Во всех культурах проблемы поведения чаще возникают в отрочестве, чем в детстве. Преступное
поведение резко усиливается в средней поре отрочества, достигает пика в возрасте 17 лет, затем так же
резко идет на убыль в конце отрочества и ранней зрелости (Hirschi & Gottfredson, 1983). Отрочество
характеризуется ростом связи с оппозиционными сверстниками, когда после того как подростков
арестовывают или повторно арестовывают и они начинают нести уголовную ответственность. В
возрасте от 12 до 14 лет особенно часто трудные подростки злоупотребляют наркотиками, совершают
такие проступки, как злоупотребление наркотиками, сексуальные нападения, разрушение
собственности, побег из дома, прогулы, мошенничество, грабежи и взломы. К 18 годам многие дети с
Hosted by uCoz