расстройством поведения уже проявляют признаки антисоциальности в том числе злоупотребляют
наркотиками, прибегают к опасному сексу, усваивают опасные привычки в вождении автомобилей,
заводят себе преступных друзей и оказываются без работы (Moffitt et al., 1996).
Означает ли такой ход развития, что каждый ребенок с проблемами поведения становится
преступным подростком? Очевидно, нет. Последовательность на диаграмме рис. 6.4 иллюстрирует
максимальное развитие проблем поведения, начинающееся в раннем возрасте и продолжающееся в
отрочестве. Хотя некоторые дети достигают такого максимального развития антисоциальных
паттернов, другие прекращают вести себя антисоциально в юном возрасте, у третьих подростков может
не возникать никаких трудностей до отроческого возраста, и не все дети полностью проявляют все
описанные проблемы. Это приводит нас к двум важным мыслям об общем развитии. Как показано на
рис. 6.5, лишь очень ограниченное число детей проявляет стабильный паттерн антисоциального
поведения на протяжении всей своей жизни, а большинство этого не делает.
Рис. 6.5. Изменение распространенности участия в антисоциальном поведении на протяжении
всей жизни (Moffitt, 1993a).
Две линии поведения. Существует столько же путей развития асоциального поведения, сколько
есть на свете детей. Тем не менее множество данных свидетельствует о том, что есть два общих пути
развития: путь асоциального развития на протяжении всей жизни и путь, ограниченный подростковым
возрастом (Caspi & Moffitt, 1995; Moffitt et al., 1996).
Линия поведения, сохраняющаяся в течение жизни (life-course-persistent path), наблюдается
приблизительно у 7% детей и характерна для тех, кто участвует в асоциальном поведении с раннего
возраста и продолжает вести себя также и будучи взрослым. Эти подростки могут «кусаться и пинаться
в 4 года», красть и прогуливать в 10, продавать наркотики и красть машины в 16, совершать грабежи и
изнасилования в 22 года и мошенничество и насилие над детьми в 30» (Moffitt, 1993a, стр. 679). У таких
детей характер остается неизменным, но способ выражения меняется на протяжении развития у
ребенка, по мере того как появляются новые «возможности» его выразить (Patterson, 1993). У детей с
этой линией поведения антисоциальность возникает довольно рано, потому что незначительный
нейропсихологический дефицит может помешать им развить язык, память и самоконтроль, и все это
приводит к когнитивной задержке и формированию трудного темперамента к 3-м годам или даже
раньше. Этот дефицит повышает уязвимость ребенка к антисоциальным явлениям в социальной среде,
например, к оскорблениям и плохому воспитанию, а это ведет к оппозиционному поведению и
возникновению проблем (Moffitt, 1993a).
Только около половины детей, проявляющих ранние асоциальные тенденции, в дальнейшем
участвуют в серьезных преступлениях в подростковом возрасте. Эти тинейджеры чаще всего
совершают жестокие преступления и уходят из школы. Такие подростки в разных ситуациях проявляют
себя последовательно одинаково, например они лгут дома, воруют в магазинах и обманывают в школе.
Вступив в пору ранней зрелости, им трудно установить устойчивые отношения, они проявляют
недоверие к окружающим, агрессивное доминирование и импульсивность. После периода отрочества у
таких людей редко случается полное и спонтанное «выздоровление», оно наблюдается только у 6%
молодых подростков. Такой паттерн поведения сохраняется в течение жизни и лишь укрепляется, а
|