последствия антисоциальных поступков аккумулируются. Например, из-за плохого самоконтроля и
ограниченности интеллекта человек порой принимает имеющие тяжелые последствия решения. Так
подросток может бросить школу или начать злоупотреблять наркотиками, а это поведение еще больше
ограничивает его возможности в дальнейшей жизни (Caspi & Moffitt, 1995).
Линия поведения, ограниченная отрочеством (the adolescent-limited path), характерна для
подростков, чье антисоциальное поведение начинается в период полового созревания и продолжается в
отрочестве, но потом прекращается в период ранней зрелости (Farrington, 1986). Около 30% подростков
попадают в категорию асоциального развития, ограниченного отрочеством (Hamalainen & Pulkkinen,
1996; Moffitt et al., 1996). По этому пути идет большинство молодых нарушителей закона, чье
асоциальное поведение ограничивается, в основном, периодом отрочества и юности. Такие подростки
проявляют менее крайние формы асоциальной активности, чем те, кто формирует длительные
асоциальные паттерны, они реже уходят из школы и сильнее привязаны к семье. Преступная
деятельность на пути асоциального развития, ограниченного отрочеством, часто связана с временными
ситуативными факторами, особенно влиянием сверстников. Поведение таких подростков
непоследовательно в разных ситуациях они могут употреблять наркотики или воровать с друзьями,
при этом следуя прочим социальным нормам и хорошо учась в школе.
Марк: Зов предков.
Я вырос в очень бедной семье. Моя мама всегда жила на социальное пособие и у нас никогда
ничего не было. Как только мне исполнилось, кажется, лет 11, я стал интересоваться ребятами,
нарушавшими правила. Я, бывало, смотрел, что они делали, что у них было. Там был один парень,
куривший травку.. Он спрыгивал с деревьев как будто супермен, и все такое. Я смотрел на него и
говорил «вот таким я хочу быть»... Он был для меня образцом для подражания (adapted from
Goldentyer, 1994).
Марк присоединился к подростковой банде, когда ему исполнилось 13 лет. Через два года, после
ряда арестов и четырех сроков в исправительной колонии, Марк разочаровался в банде и ему удалось
изменить свой образ жизни. Теперь ему 17 и он работает в церкви и помогает другим молодым людям,
таким же как и он сам (Goldenteyer, 1994).
Привлекательность запрещенных подростку привилегий взрослого, таких как употребление
алкоголя, вождение машины или занятия сексом, могут мотивировать некоторых из них, даже не
проявляющих признаков антисоциальности, совершать антисоциальные поступки в период наступления
подросткового возраста. Эти подростки могут наблюдать за своими сверстниками, которые уже ведут
устойчиво асоциальный образ жизни, получая желанные привилегии взрослых нечестными средствами,
и начинают подражать им. В конце концов, когда они получают доступ к привилегиям взрослых, то
перестают нарушать закон, прибегают к более адаптивному и просоциальному поведению и вновь
возвращаются к ценностям, усвоенным ими раньше (Moffitt, Lynam & Silva, 1994).
Некоторые подростки с антисоциальным развитием, ограниченным периодом отрочества,
отказываются от своих прежних привычек, когда им уже далеко за 20. Такое постоянство зачастую
приводит к западне, когда после асоциальных поступков перед молодым человеком захлопываются все
двери и он не может получить хорошую работу, высшее образование или привлечь партнера
противоположного пола, который мог бы его поддержать. Самый распространенный тип западни это
незапланированное материнство (отцовство), исключение из школы, зависимость от наркотиков или
алкоголя, инвалидность вследствие увечий, безработица, нерегулярная черная работа, ухудшение
отношений в семье, заключение в тюрьму, плохая репутация и преступный образ Я (Moffitt et al., 1994).
Основываясь исключительно на асоциальных поступках подростка, нельзя сделать вывод о том,
каким именно путем он идет путем антисоциального развития, ограниченного периодом отрочества,
или путем антисоциального развития на протяжении всей жизни. На это не могут указать ни
самоотчеты, ни официальные сведения о нарушениях закона, ни преступность сверстников,
злоупотребление наркотиками и алкоголем, рискованные занятия сексом или опасное вождение
автомобиля. Тем не менее эти две группы легко разграничить, если мы рассмотрим более длительный
период времени и учтем различия в темпераменте, склонность к жестокости и психопатию (Moffitt,
1993a).
Прогнозирование пожизненного антисоциального развития и ограниченного во времени
антисоциального развития помогает нам понять, почему взрослое антисоциальное поведение почти
всегда предваряется асоциальным поведением в детстве, тогда как большинство асоциальных
|