Распад брака
Рис. 6.6. Сорная трава: естественный рост проблем в поведении на протяжении всей жизни
(Patterson et al, 1992).
Итоги раздела
- Предполагаемая распространенность расстройств поведения составляет около 2-6% всех детей.
Распространенность оппозиционно-демонстративных расстройств, по крайней мере, в два раза выше и
составляет в среднем 12%.
- В детстве проблемы поведения в 3 или в 4 раза чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Это различие ослабляется или полностью исчезает к 15 годам, главным образом, благодаря усилению
скрытого неагрессивного антисоциального поведения у девочек.
- Существует общий для всех процесс развития антисоциального поведения от трудного
темперамента в раннем детстве и гиперактивности до оппозиционного и агрессивного поведения с
возникающими впоследствии социальными проблемами, затруднениями в школе, хулиганством в
подростковом возрасте и преступным поведением в зрелости.
- Линия поведения, сохраняющаяся в течение жизни, свойственна детям с проявлением
антисоциального поведения на ранних стадиях развития, которые продолжают так поступать и в
зрелости.
- Путь, ограниченный отрочеством, характерен для подростков, чье антисоциальное развитие
начинается в возрасте, близком к половому созреванию, и продолжается в отрочестве, и кто позже
отказывается от этого поведения в ранней зрелости.
- Значительное число детей с проблемами поведения продолжают испытывать проблемы и в
зрелом возрасте, в том числе совершают преступления, у них возникают психиатрические отклонения,
они плохо приспосабливаются в обществе, у них портится здоровье, им трудно найти работу, они не
справляются с воспитанием своих собственных детей.
Причины
Когда речь заходит о проблемах поведения, то нельзя найти простых или однозначных причин.
Возьмем пример братьев Вайдеман один брат Джон Эдгар, известный писатель, автор бестселлера
Brothers and Keepers («Братья и хозяева»), а второй брат Робби отбывает тюремное заключение за
убийство. Как можно объяснить такие резкие отличия между братьями, воспитывавшимися в одной и
той же семье? Вызваны ли они различиями в наследственности, нейробиологическом
функционировании, трудными родами, темпераментом, умственным развитием, опытом жизни в семье,
влиянием сверстников, проблемами в школе или, как это бывает чаще всего, сочетанием этих факторов?
В прошлом подходы к решению проблем поведения касались в основном агрессии детей и
связывали ее с какой-нибудь одной причиной, например: агрессивными тенденциями, фрустрацией,
плохими ролевыми моделями, подкреплением или дефицитом социального опыта. Тем не менее
большинство этих объяснений, описывающих какую-то одну главную причину можно подвергнуть
сомнению. Например, не все дети ведут себя агрессивно, как это могла бы предсказать теория
агрессивного драйва, и фрустрация порой ведет к сотрудничеству, а не агрессии. Кроме того, теории,
выдвигающие одну причину, не очень эффективно предсказывают, почему выраженность и тип
агрессивного поведения меняются в зависимости от возраста ребенка и ситуации (Patterson, 1996). Хотя
каждая теория, выдвигающая единственную причину, указывает на потенциально важную причину, ни
одна теория не объясняет все формы антисоциального поведения (Tremblay, 2000).
Далее мы рассмотрим несколько предполагаемых причин проблем поведения. Хотя для того
чтобы пользоваться простыми понятиями, мы исследуем их по отдельности, вспомним, что проблемы
поведения у детей лучше всего объясняются многочисленными причинами или факторами риска и
предупреждающими факторами, играющими роль в процессе транзакций в течение некоторого периода
времени (Hinshaw & Anderson, 1996). Как показано на рис. 6.7, современные психологи рассматривают
проблемы поведения как результат взаимодействия между ребенком, семьей, обществом и культурными
факторами (Lahey, Waldman & McBurnett, 1999; Shaw, Bell & Gilliom, 2000).
Факторы влияющие на детей:
|