1) Отношения
- Родители
- Взрослые/Воспитатели
- Братья и сестры
- Расширенная семья
- Сверстники
2) Обстановка
- Дом
- Соседи
- Школы
- Школьный класс
- Школьная игровая площадка
- Общественный парк
- Работа
- Активность/Организация
3) Окружение
- Семья и источники воспитания
- Школьная политика
- Культурные традиции
- Этническое меньшинство/Статус
- Средства массовой информации
- Экономические условия
- Занятость/Ресурсы
- Плотность населения
- Война/Мир
Рис. 6.7. Структура причин проблем поведения. (Источник: Dishion et al, 1995).
Генетические влияния
Распространенность агрессивного и антисоциального поведения у людей и тот факт, что
подобное поведение встречается в некоторых семьях на протяжении нескольких поколений, говорит о
важном значении генетического влияния. Хотя проблемы поведения не передаются по наследству,
биологически наследуемые черты, такие как трудный темперамент или импульсивность, могут
предрасположить детей к развитию этих паттернов поведения.
Очевидно, некоторые дети с рождения предрасположены к импульсивности, переменам
настроения, недостаточной настойчивости в разрешении проблем, беспокойству, негативизму и
чувствительности к стрессу (Caspi, Henri, McGee, Moffitt & Silva, 1995). В отдельных исследованиях
обнаруживается связь между трудным темпераментом в юности и риском развития проблем в
поведении впоследствии (Sanson & Prior, 1999). Трудный темперамент в 6 месяцев, как было показано,
определяет внешние проблемы в возрасте среднего детства (Bates, Bayles, Bennett, Ridge & Brown,
1991). Беспокойное, импульсивное и эмоционально неустойчивое поведение в возрасте 3-х лет отличает
подростков с антисоциальными расстройствами от проявляющих другие виды расстройств или не
проявляющих расстройств вообще (Caspi et al., 1995; J. L. White, Moffitt, Earls, Robins & Silva, 1990).
Другие исследования обнаружили, что детский темперамент, включающий, в частности,
импульсивность, рискованное поведение и недостаток концентрации, ведет к насилию и жестоким
преступлениям в конце подросткового возраста и в зрелости (В. Henry, Caspi, Moffitt & Silva, 1996).
Исследования приемных детей и близнецов подтверждают значимость генетического влияния,
при этом около половины разного рода отклонений, связанных с антисоциальностью, можно отнести на
счет наследственности (Mason & Frick, 1994). Тем не менее, как мы будем обсуждать дальше, сила
влияния генетических факторов на антисоциальное поведение различается у взрослых, подростков и
детей. Кроме того, генетическое влияние на открытые формы антисоциального поведения, такие как
агрессия, сильнее, чем на скрытые акты, такие как воровство и ложь (Edelbrock, Rende, Ploinin &
Thompson, 1995).
Исследования приемных детей и близнецов подтверждают роль генетического влияния на
агрессивное поведение и преступность у взрослых (Di-Lalla & Gottesman, 1989; Tellegen et al., 1988).
Оказывается, что дети, усыновленные при рождении, которые к зрелости приобрели антисоциальное
|