расстройство личности или злоупотребляющие наркотиками, находятся под влиянием биологических, а
не приемных родителей (Cadoret, Yates, Troughton, Woodworth & Stewart, 1995a, 1995b). Уровни
соответствия преступности у взрослых монозиготных и дизиготных близнецов сильно отличаются, так
что нельзя предположить, что на них не влияет генетика (Raine, 1993).
У подростков средние уровни соответствия преступности составляют около 85% для
монозиготных близнецов и 70% для дизиготных близнецов соответственно. (DiLalla & Gottesman, 1989;
Raine, 1993). Это сходство в уровне соответствия предполагает, что влияние окружающей среды
ослабляет влияние генетических факторов на агрессивное и антисоциальное поведение в подростковом
возрасте (Rowe, Almeida & Jacobson, 1999). Так как исследования несовершеннолетних преступников
объединяют вместе подростков с устойчивой антисоциальностью, сохраняющейся на протяжении всей
жизни, и подростков, чье антисоциальное поведение ограничивается подростковым возрастом, остается
неясным различие в роли генетических факторов для обеих групп (Gottesman & Goldsmith, 1994; Raine,
1993). Однако обнаружилось, что дети с устойчивым паттерном антисоциального поведения в два раза
чаще обладают соответствующей наследственностью, создающей фактор риска, чем дети с паттерном
антисоциального поведения, ограниченного подростковым возрастом (Frick & Jackson, 1993).
Исследования детей-близнецов показали еще менее последовательную картину генетического
влияния, при этом наследственные факторы широко варьировались (Plomin, Nitz & Rowe, 1990). Таким
образом, хотя и обнаружилось, что генетические факторы влияют на некоторые характеристики детей,
связанные паттернами антисоциальности, роль генетического влияния в детстве требует дальнейшего
изучения (Caspi & Moffitt, 1995).
В целом исследования приемных детей и близнецов предполагают, что генетические факторы
влияют на антисоциальное поведение в течение всей жизни, также как и факторы окружающей среды.
Исследования, однако, не указывают механизмы, посредством которых происходит этот процесс.
Вполне вероятно, что генетическое влияние способствует развитию трудного темперамента,
импульсивности и нейропсихологического дефицита, создает антисоциальную предрасположенность,
делающую вероятность антисоциального поведения выше у тех, кто склонен к таким тенденциям в
поведении, чем тех, кто к этому не склонен (Eme & Kavanaugh, 1995; Gottesman & Goldsmith, 1994).
Предполагается, что у антисоциальных личностей, особенно у людей с психопатией,
формируется установка на вознаграждение (reward dominance) тенденция, которая заставляет их
стремиться к вознаграждениям больше, чем других (В. S. O'Brien & Frick, 1996). Выраженность этой
установки у людей с проблемами поведения связывалось с изменениями в головном мозге. Считается,
что люди с импульсивными расстройствами (с зависимостями и компульсивными расстройствами,
такими как алкоголизм, злоупотребление наркотиками, курением и ожирением) страдают от синдрома
«недостатка вознаграждения». Они, вероятно, обладают биохимической неспособностью извлекать
удовольствие из обычных, повседневных действий, что заставляет их постоянно искать стимулы для
получения вознаграждений (К. Blum, Cull, Braverman & Comings, 1996). Предполагается, что
генетическое отклонение связано с модификацией рецепторного гена допамина D2. Это генетическое
отклонение в значительной степени наблюдалось у подростков с диагнозом патологической склонности
к насилию (Blum et al., 1996). Изучение этой и других возможных генетических мутаций должно помочь
нам лучше понять нейробиологические механизмы, связанные с проблемами поведения у детей
(Brunner, Nelen, Breakfield, Ropers & Van Oost, 1993).
Нейробиологические факторы
Грей (Gray, 1987) предположил, что паттерны поведения человека связаны с двумя
подсистемами головного мозга, системой активации поведения или системой вознаграждения и
системой торможения поведения, при этом каждая из подсистем обладает отдельными
нейроанатомическими областями и нейротрансмиттерами (McBurnett, 1992; Quay, 1993) Система
активации поведения (САП) (Behavioral activation system) активизирует поведение в ответ на
сигналы вознаграждения и отсутствия наказания. Система торможения поведения (СТП) (Behavioral
inhibition system), наоборот, вызывает тревогу и торможение поведения в новых условиях,
вырабатывает врожденные стимулы страха и сигналы о невознаграждении или наказании. Таким
образом, специфические паттерны поведения возникают из относительного баланса или дисбаланса
этих двух нервных систем. Можно сравнить САП с педалью газа, а СТП с тормозами некоторые
люди чаще нажимают на одно, чем на другое.
Предполагается, что антисоциальные паттерны поведения возникают из-за того, что система
|