мультфильмы и рисунки. Последующие исследования обнаружили, что эти процедуры достаточно
эффективны, в особенности в сочетании с вмешательством родителей (Webster-Stratton & Hammond,
1997).
Инновационная программа быстрый путь (FAST track) предназначена для предотвращения
хронического антисоциального поведения (Conduct Problems Prevention Research Group, 1992, 2000). Это
раннее вмешательство отличный пример всеобъемлющих усилий, требующихся для лечения
серьезных проблем в поведении. Данная программа направлена на детей из детского сада,
подвергающихся сильному риску, которые отличаются разрушительным поведением и плохими
отношениями со сверстниками. Цель этой программы ослабить разрушительное и агрессивное
поведение ребенка дома и в школе и улучшить его взаимоотношения с родителями, учителями и
сверстниками. Детей обучают социально-когнитивным навыкам, необходимым для эффективного
разрешения межличностных проблем и регуляции эмоций. Другая важная цель это
усовершенствование академических навыков, в особенности чтения, и улучшение качества
взаимоотношений между членами семьи и персоналом школы.
Для достижения этих целей используются пять компонентов комплексного лечения: 1) тренинг
родительской компетентности; 2) визиты на дому/ведение отдельных случаев антисоциального
поведения; 3) когнитивно-поведенческий тренинг социальных навыков; 4) тренинг но обучению; 5)
вмешательство, основанное на обучении в классе. Вмешательства, вроде программы «быстрый путь»,
осуществляются в сотрудничестве с родителями, учителями и психологами. Преимущества программы
состоят в том, что она направлена на недостатки и детерминанты, на которые указывалось в
исследованиях, в ней используются процедуры терапии, обладающие некоторой эмпирической
поддержкой.
Первоначальные свидетельства о результатах в конце первой ступени этой программы
показывают, что взаимоотношения проблемных детей со сверстниками несколько улучшаются,
улучшается учеба детей и в целом атмосфера в классе; снижаются проблемы в поведении и
применяются специальные образовательные ресурсы; в процессе этой программы изменяются
установки родителей и ценности (Coie, 1997; Conduct Problems Prevention Research Group, 1999a, 1999b).
Первоначальные результаты многообещающи, но только время подскажет, достигнет ли такое
всеобъемлющее вмешательство намеренной долгосрочной цели и сможет ли предотвратить
хронические проявления антисоциального поведения и улучшить психосоциальные и учебные
показатели. Вскоре будут ясны показатели детей, прошедших третью ступень программы.
Хотя уже сделано много замечательных достижений в лечении и предупреждении проблем
поведения, еще предстоит много работать. Главный вывод, который надо сделать из усилий по
вмешательствам, за прошедшие 100 лет состоит в том, что степень успеха или неудач в лечении
антисоциального поведения зависит от типа и серьезности проблем поведения ребенка и связанных с
ними факторов риска и предупреждения (Kazdin & Wassel, 1999). Детям со средними проблемами
поведения из большинства нормальных семей среднего класса, как правило, приносит пользу
вмешательство родителей, семьи или школы, а дети с серьезными или постоянными проблемами из
семей с дисфункциями и с плохими соседями получают мало пользы, если вообще что-то приобретают
от такого рода вмешательств. Хотя интенсивные вмешательства для детей с серьезными проблемами
поведения и достигают небольших и краткосрочных целей, степень нормализации и долгосрочного
влияния этих методов еще предстоит определить (Kazdin, 1995).
Итоги раздела
- Несмотря на значительные усилия помочь детям и подросткам с проблемами поведения, не
существует вмешательств, которые были бы полностью эффективными. Однако использование
некоторых методов может быть успешным.
- Основной составляющей тренинга родительской компетентности является обучение родителей
изменять поведение своего ребенка дома.
- Основная предпосылка когнитивного тренинга навыков разрешения проблем состоит в том, что
ошибочные восприятия и оценки межличностных событий провоцируют антисоциальные реакции.
Главное, меняется поведение ребенка за счет изменения его способа мышления в социальных
ситуациях.
- Многосистемная терапия это интенсивный метод лечения, в котором участвуют все члены
семьи, школьный персонал, сверстники, работники исправительных учреждений и другие люди,
|