Navigation bar
  Print document Start Previous page
 215 of 537 
Next page End  

появление тревоги бывает вполне закономерным и нормальным явлением. Годовалые младенцы
тревожатся, когда их разлучают с матерями, и практически у каждого ребенка возникают
кратковременные специфические страхи — например страх темноты. Мир может казаться ребенку
странным, угрожающим и полным опасностей, некоторые из которых реальные, а другие —
воображаемые. Хотя никому не нравится испытывать тревогу, ее отсутствие в некоторых ситуациях
может иметь негативные последствия.
Как правило, мы чувствуем тревогу, когда делаем что-то важное, и она в умеренных дозах
помогает нам мыслить и действовать более эффективно. Возможно, вы лучше подготовитесь к
экзамену, если будете немного беспокоиться о том, насколько успешно вам удастся его сдать.
Подобным образом тревога может помочь ребенку серьезнее отнестись к докладу, который ему нужно
сделать в школе, или к спортивному соревнованию. В общем, тревога является
адаптивной эмоцией,
подготавливающей ребенка физически и эмоционально к ситуациям, которые могут оказаться
опасными для его безопасности или благополучия (Barlow, 1988).
Нормальное чувство тревоги в некоторых случаях помогает человеку, но слишком интенсивная
тревога может иметь негативные последствия. Чрезмерная, не поддающаяся контролю тревога
действует угнетающе. Ребенок может провалить экзамен или не справиться с тестом потому, что ему не
удается сконцентрировать внимание на вопросах. Вместо того чтобы думать о том, как, например,
решить математическую задачу, он терзает себя мыслями:
«Какой ужас, я, кажется, не смогу справиться с тестом». Тревога, обычно полезная эмоция,
работает против детей с тревожными расстройствами.
Чрезмерная тревожность мешает повседневной деятельности ребенка. Он испытывает страх в тех
ситуациях, которые не содержат признаков реальной угрозы или опасности. Даже если ребенок знает,
что бояться нечего, он все равно испуган и делает все возможное, чтобы «спастись» или избежать
пугающей его ситуации. Этот паттерн саморазрушающего поведения известен под названием
невротического парадокса (Mowrer, 1950). Его многократное повторение уподобляет ребенка Сизифу,
раз за разом вкатывающему на гору камень, который неизбежно срывается вниз.
Прежде всего тревога — это моментальная реакция на осознаваемую опасность или угрозу. Эта
реакция называется реакцией «борьбы и бегства», поскольку она направлена на то, чтобы избежать
потенциального ущерба путем столкновения с источником опасности («борьба»), либо путем уклонения
от него («бегство»). Если, посмотрев вверх, вы увидите, что на вас собирается упасть рояль, и при этом
не испытаете никакой тревоги, последствия будут для вас довольно неприятны. Ваша реакция «борьбы
и бегства» заставит вас моментально отпрыгнуть в сторону от точки падения рояля и позволит избежать
неприятных последствий» (Barlow, 1988).
Вспомните последнюю ситуацию, которая заставила вас тревожиться. Что в этой ситуации
беспокоило вас? Какие физические симптомы вы заметили? О чем вы думали? Что вы делали? Описать,
на что похоже состояние тревоги, непросто, потому что тревога является сложной реакцией со многими
симптомами, как показано в табл. 7.1. Какие из этих симптомов вы испытывали? Что общего между
ними?
Таблица 7.1. Разнообразные симптомы тревоги
Физические
- Учащенный пульс
- Утомление
- Учащенное дыхание
- Тошнота
- Расстройство желудка
- Головокружение
- Туман перед глазами
- Сухость во рту
- Мышечное напряжение
- Сердцебиение
- Прилив крови к лицу
- Рвота
- Оцепенение
- Потоотделение
Когнитивные
Hosted by uCoz