появляются пятна на лице и, поскольку активизация требует больших затрат энергии, человек
впоследствии может чувствовать себя усталым и истощенным (Rapee et al, 1996).
Когнитивная система. Поскольку основной целью реакции «борьбы и бегства» является
предупреждение о возможной опасности, возникновение реакции ведет к непрерывному поиску
потенциальной угрозы. Детям с тревожными расстройствами трудно сосредоточиться на повседневных
задачах, потому что их внимание поглощено непрерывным поиском опасности или угрозы. Когда дети
не могут отыскать подтверждение опасности, они обращают свой поиск внутрь себя: «Если вокруг нет
ничего такого, что может вызвать у меня тревогу, тогда, должно быть, что-то не так со мной». Или они
могут искажать ситуацию: «Хотя я не могу обнаружить опасность, но я знаю, что она где-то здесь». Или
же они совершают и то, и другое одновременно. Дети с тревожными расстройствами изобретают разные
объяснения своей тревоге: «Должно быть, я полное ничтожество», «Всем станет ясно, что я тупица,
стоит мне только раскрыть рот», «Хотя я не могу их видеть, здесь повсюду микробы» (Rapee et al.,
1996). Активация когнитивной системы зачастую ведет к субъективным опасениям, нервозности,
трудностям с концентрацией внимания и панике.
Система поведения. Агрессия и желание спастись, сопровождающие реакцию «борьбы или
бегства», являются побуждениями, переполняющими человека в тревожной ситуации, но социальные
ограничения могут препятствовать осуществлению обоих импульсов. Например, перед последним
экзаменом вы можете почувствовать, что готовы наброситься на своего профессора или не прийти на
экзамен вообще, но, к счастью для вашего профессора, вы предпочтете подавить эти побуждения, чтобы
перейти на следующий курс. Однако они могут проявиться в постукивании ногой об пол, нервозности и
раздражительности (посчитайте метки от зубов на карандашах) или в избежании попытке получить
больничный лист, просьбе о переносе экзамена или даже симуляции болезни. К сожалению, избежание
способствует сохранению тревоги, несмотря на временное облегчение. Избежание получает негативное
подкрепление. Оно усиливается, когда за ними следует удаление неприятного события и быстрое
снижение тревоги. В результате каждый раз, когда ребенок сталкивается с ситуацией, вызывающей
тревогу, он старается избавиться от нее как можно скорее, тревога угасает быстрее, и ребенок все чаще
избегает подобных ситуаций. По мере того как дети с тревожными расстройствами все чаще прибегают
к избежанию, им все сложнее становится заниматься повседневными делами (Rapee et al., 1996).
Шантель: Испытывает ужас, когда никого нет дома.
Когда четырнадцатилетняя Шантель поняла, что осталась дома одна, ее охватил ужас. Ее
мысли спутались. Она не знала, что ей делать. Ее сердце сильно стучало в груди, а все тело сжалось в
напряжении. Ей казалось, что она не может дышать, и она зарыдала. Ей хотелось бежать, но она не
могла даже сдвинуться с места.
Состояние Шантель демонстрирует, как три системы реакции на тревогу взаимодействуют и
подпитывают друг друга. На физическом уровне ее реакции выразились в учащенном сердцебиении и
напряженности мышц всего тела, на когнитивном уровне в спутанности мышления, на уровне
поведения наблюдалась полная неподвижность.
Отличие тревоги от страха и паники
Важно отличать тревогу от двух очень родственных ей чувств страха и паники. Страх это
выражающаяся в чувстве смятения немедленная реакция на существующую опасность или на
чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни. Хотя страх и тревога имеют много общего, реакция
страха отличается от тревоги и психологически, и биологически. Страх это ориентированная на
настоящее эмоциональная реакция на действительную опасность, отмеченная сильным стремлением к
поиску спасения и общим возбуждением симпатической нервной системы. Доминирующим является
сигнал опасности: «Если я прямо сейчас не сделаю верный шаг, я могу никогда больше не сделать его».
Напротив, тревога ориентирована на будущее и характеризуется дурными предчувствиями и
ощущением недостатка контроля над предстоящими событиями, которые могут оказаться
угрожающими. И страх, и тревога предупреждают об опасности или о несчастье. Однако тревога
возникает тогда, когда в настоящем никакой опасности не существует (Barlow, 1988).
Паника это группа физических симптомов, связанных с реакцией «борьбы или бегства»,
которая неожиданно возникает при отсутствии какой-либо явной угрозы или опасности. Не имея
объяснения таким физическим симптомам, как усиленное сердцебиение, человек может придумать его:
|