«Я умираю». Сами по себе ощущения могут казаться угрожающими и вызывать в дальнейшем страх,
опасения, тревогу и панику (Barlow, 1988).
Нормальные страхи, тревоги, беспокойство и ритуальные действия
Поскольку умеренные страх и тревога способствуют адаптации, неудивительно, что в детстве и
подростковом возрасте часто встречаются эмоции и ритуальные действия, увеличивающие ощущение
контроля. Они начинают привлекать внимание лишь тогда, когда являются чрезмерными или не
соответствуют уровню развития.
Нормальные страхи. Поскольку дети и окружающая их среда непрерывно меняются, страхи,
нормальные для одного возраста, могут стать препятствием развития навыков социального
взаимодействия несколько лет спустя. Например, боязнь незнакомых людей может выполнять
защитную функцию у младенцев и маленьких детей, но если она сохраняется по мере взросления, то
может серьезно мешать развитию отношений со сверстниками. Является ли специфический страх
нормальным или нет, зависит также от того, как он воздействует на ребенка и как долго продолжается.
Если страх оказывает незначительное влияние на повседневную жизнь ребенка или длится всего
несколько недель, то он, скорее всего, является частью нормального развития.
<Все дети в процессе развития переживают страх, тревогу и беспокойство.>
Частота появления страхов и их содержание меняются с возрастом, причем, как правило, чем
старше становится ребенок, тем реже у него появляются страхи (Barrios & Hartmann, 1997; Gullone,
1999). Даже у старших детей часто встречаются специфичные страхи, и многие подростки говорят, что
страхи доставляют им значительное беспокойство и заметно мешают повседневной деятельности
(Ollendick & King, 1994b). Практически в любом возрасте страхи чаще возникают у девочек, чем у
мальчиков; девочки также считают себя более склонными поддаваться страхам, и страхи их сильнее,
чем страхи мальчиков, и больше сказываются на их жизни (Ollendick, Yang, Dong, Xia & Lin, 1995).
Хотя в основном с возрастом страхи появляются реже, некоторые из них, такие как страхи, связанные
со школой, остаются стабильными, а другие, например страхи, связанные с социальным
взаимодействием, могут возрастать. Наиболее распространенные страхи у младенцев, детей и
подростков перечислены в табл. 7.2.
Таблица 7.2. Страхи, возникающие в младенчестве, детстве и подростковом возрасте
Возраст
Объекты страха
0-6 месяцев
Потеря физической поддержки, громкие звуки
7-12 месяцев
Незнакомые люди; внезапное, неожиданное появление предметов или
предметы угрожающего вида
1 год
Разлука с родителями, травма, гигиена, незнакомые люди
2 года
Громкие звуки, животные, темная комната, разлука с родителями,
крупные предметы или машины, изменения окружающей обстановки
3 года
Маски, темнота, животные, разлука с родителями
4 года
Разлука с родителями, животные, темнота, шум
5 лет
Животные, «плохие» люди, темнота, разлука с родителями, физическая
травма
6 лет
Сверхъестественные существа (например привидения или ведьмы),
физическая травма, гром и молния, темнота, засыпание в одиночестве,
пребывание в одиночестве, разлука с родителями
7-8 лет
Сверхъестественные существа, темнота, события, показанные в
программах новостей, пребывание в одиночестве, физическая травма
9-12 лет
Тесты и экзамены в школе, школьная успеваемость, физическая травма,
внешность, гром и молния, смерть
Подростковый
возраст
Личные отношения, внешность, школа, политические вопросы, будущее,
животные, сверхъестественные явления, природные бедствия,
безопасность
(Источник: Klein & Last, 1989, адаптировано.)
Нормальные тревоги. Как и страхи, тревоги очень часто возникают в детстве и подростковом
возрасте. Около четверти родителей считают своих детей слишком нервными, пугливыми или
|