тревожными (Achenbach, 1991a). Наиболее частыми симптомами нормальной тревоги являются
обеспокоенность, связанная с прохождением теста, чрезмерная озабоченность своими способностями,
излишняя потребность в одобрении, тревога, связанная с возможным причинением вреда родителям, и
тревога, связанная с физическим недомоганием (Barrios & Hartmann, 1997).
Младшие дети, как правило, чаще испытывают тревогу, чем старшие. Их тревога обычно связана
с разлукой с родителями (Beidel, Silverman & Hammond-Laurence, 1996; Bell-Dolan, Last & Strauss, 1990).
Девочки более тревожны, чем мальчики, но переживаемые ими симптомы в основном не имеют
гендерных различий. Некоторые специфические тревоги, как, например, связанные с разлукой, с
возрастом ослабевают, однако симптомы нервозности и тревожности не ослабевают с возрастом, в
отличие от многих специфических страхов. Симптомы нервозности могут отражать устойчивую черту
характера, предрасполагающую детей к формированию страхов, связанных с их стадией развития.
Таким образом, предрасположенность к тревоге может оставаться стабильной в течение времени, даже
если меняются объекты страхов ребенка (W. К. Silverman & Nelles, 1989).
Нормальные волнения. Если беспокойство о будущем настолько непродуктивно, почему же мы
так часто испытываем это чувство? Похоже, что отчасти ради самого процесса волнения и размышления
о возможных негативных исходах, что выполняет чрезвычайно важную для нормального развития
функцию. Умеренное волнение может помогать детям подготовиться к будущим событиям
например, заставить ребенка лишний раз проверить домашнее задание перед тем, как сдать его, или
повторить роль перед премьерой школьного спектакля. Волнение является основной чертой тревоги, и
уровень тревожности связан с разнообразными детскими волнениями и их интенсивностью (W.K.
Silverman, La Greca & Wasserstein, 1995, Vasey, 1993). Беспокоятся дети всех возрастов, но содержание и
формы выражения беспокойства меняются. У старших детей волнения более разнообразны и сложны, и
старшие дети лучше описывают их, чем маленькие дети (Chopita, Tracey, Brown, Collica & Barlow, 1997;
Vasey & Daleiden, 1994).
Дети с тревожными расстройствами не обязательно беспокоятся чаще других, но, видимо,
беспокоятся более интенсивно (S. Perrin & Last, 1997; Weems, Silverman & La Greca, 2000). Сильное
беспокойство по поводу контактов с группой незнакомых людей, посещения школы или возможной
неприятности, которая, как им кажется, произойдет с ними или с их родителями, часто возникает у
детей с тревожными расстройствами, и редко у других детей. Другие сильные волнения, связанные с
собственной безопасностью, хорошим выполнением работы и возможным проявлением растерянности
и замешательства встречаются в обеих группах, но чаще у детей с тревожными расстройствами.
Остальные сильные волнения по поводу школьных тестов, болей или спортивных достижений равно
распространены у всех детей.
Нормальные повторяющиеся действия и ритуалы. Ритуальные, повторяющиеся действия
чрезвычайно распространены у маленьких детей. Обычным примером может служить ежевечерний
ритуал пожелания спокойной ночи перед сном, адресующийся родным в определенном порядке, или же
совершение определенного числа объятий и поцелуев. Ритуальное поведение у маленьких детей
направлено на упорядочение окружающей обстановки и на придание ей единообразия, на сохранение
неизменных вкусов и пристрастий (например, просмотр одного и того же фильма снова и снова), на
установление симметрии (например, в каждой руке должно быть по игрушке). Ребенок может проявлять
беспокойство по поводу мельчайших деталей или изъянов игрушек или одежды, например,
беспокоиться о волоске на рукаве куртки, или стараться располагать вещи таким образом, чтобы они
«лежали правильно», настаивая на том, чтобы разные продукты на тарелке не соприкасались. Ритуалы
помогают маленьким детям приобретать контроль и власть над своим социальным и физическим
окружением и делают их мир более предсказуемым и безопасным (D.W. Evans et al., 1997). Любой из
родителей, кто хотя бы раз нарушил детские ритуалы и поплатился за это, может оценить, насколько
важны они для маленького ребенка.
Некоторые распространенные ритуальные повторяющиеся действия и средний возраст, в
котором они появляются, указаны в табл. 7.3. Эти паттерны ритуального поведения делятся на две
отдельные категории: 1) повторяющиеся действия и 2) действия, осуществляющиеся по неизменному
«правильному» сценарию, или расположение предметов в определенном порядке и придание им
«правильного» внешнего вида. Хотя эти категории поразительно похожи на категории, которые
обнаруживаются у взрослых людей с обсессивно-компульсивным расстройством (Carter, Pauls &
Leekman, 1995), неизвестно, является ли обсессивно-компульсивное расстройство экстремальным
проявлением ритуального поведения, свойственного нормальному развитию, или же это расстройство
связано с совершенно другими проблемами (D.W. Evans et al., 1997; D. W. Evans, Gray & Leckman,
|