нарушается социальное взаимодействие со сверстниками. Лечение таких детей обычно направлено на
то, чтобы ребенок как можно быстрее возобновил школьные занятия и свою обычную деятельность
(Chorpita, Albano, Heimberg & Barlow, 1996; G. Last, Hansen & Franco, 1998). Кроме того, при лечении
необходимо учитывать причины, по которым сформировались поведенческие паттерны отказа от
посещения школы, и то, какие специфические функции эти паттерны выполняют (J.G. Elliot, 1999,
Kearney & Silverman, 1995). В лечении с некоторым успехом применяются методы когнитивной
бихевиоральной терапии отдельно или в сочетании с медикаментозными методами с использованием
антидепрессантов (Bernstein et al., 2000; King, Tonge, Heyne & Ollendick, 2000).
Тестовая тревожность. Большинство из нас в той или иной степени испытывало тревогу во
время сдачи экзаменов и прохождении тестов. Представьте себе, что вы делаете важную
экзаменационную работу и выполнили ее лишь наполовину, и в этот момент другая студентка встает,
уверенно идет к комиссии и вручает ей свои бумаги. Как вы отреагируете? Вы можете подумать: «Она
попросту не могла написать правильные ответы на эти вопросы так быстро», и продолжаете писать
свою работу. Если вы реагируете таким образом, вероятно, у вас нет тестовой тревожности. Однако вы
можете подумать: «О, нет. Она уже все сделала, а я только начал. Должно быть, я просто тупица, если
так долго сижу над этим. Я не уложусь в отпущенное время». Вы можете так сильно разволноваться,
что ваше сердце начнет биться быстрее, руки повлажнеют, а мысли спутаются. В таком состоянии очень
трудно думать, а тем более продолжать выполнять задание. Если вы реагируете таким образом, вы,
должно быть, страдаете тестовой тревожностью. Тестовая тревожность это сильные переживания,
связанные с появлением ярко выраженных соматических, когнитивных и поведенческих симптомов
тревоги в ситуациях прохождения теста, что обычно сказывается на его результатах.
Тестовая тревожность является распространенной проблемой, с которой сталкивается около 50%
детей и подростков (N. J. King, Ollendick & Gullone, 1991b). Поскольку тестовая тревожность, как
правило, отражается на результатах теста, неудивительно, что академическая успеваемость детей с
тестовой тревожностью значительно ниже, чем успеваемость их одноклассников, не имеющих этой
проблемы. К тому же дети с тестовой тревожностью считают, что они некомпетентны в когнитивной и
социальной сферах. Они имеют низкую самооценку, значительно чаще, чем другие дети, волнуются, и в
некоторых случаях испытывают тревожность, не связанную с прохождением тестов и сдачей экзаменов
(Beidel & Turner, 1988; В.G. Turner, Beidel, Hughes & Turner, 1993).
Дети и подростки с тестовой тревожностью часто сообщают о страхе быть негативно оцененным
во время прохождения теста (например: «Мой учитель подумает, что я тупой»). У многих детей этот
страх не ограничивается ситуацией теста и возникает при обстоятельствах, которые не связаны с
обучением. Например, около половины детей с тестовой тревожностью также страдают
генерализованным тревожным расстройством или социофобией. Это позволяет предположить, что
многие испытывают общий страх критической оценки. В более редких случаях тестовая тревожность
может отражать специфическую фобию, возникающую при прохождении тестов, или быть связана со
страхом разлуки с родителями. Таким образом, хотя тестовая тревожность не является расстройством,
входящим в Руководство DSM, многие дети, у которых она обнаруживается, имеют симптомы
тревожных расстройств, определенных Руководством DSM. Однако, поскольку значительному числу
таких детей невозможно поставить диагноз какого-либо расстройства, определенного Руководством
DSM, тестовая тревожность, видимо, является сложной проблемой, имеющей различные причины и
последствия (Beidel & Turner, 1988). Для того чтобы помочь детям справиться с тестовой тревожностью,
используются комбинации различных подходов, включая систематическую десенсибилизацию
(восстановление нормального психического состояния и душевного равновесия), когнитивную
реструктуризацию и обучающие методы, такие как тренинг учебных навыков и моделирование
тестовых ситуаций (Beidel & Turner & Taylor-Ferreira, 1999).
Итоги раздела
- Дети, страдающие тревожным расстройством в связи с разлукой, испытывают не
соответствующую их возрасту, оказывающую негативное воздействие на поведение чрезмерную
тревогу, связанную с возможностью разлуки со своими родителями или с нахождением вне дома.
- Тревожное расстройство в связи с разлукой является наиболее распространенным тревожным
расстройством в детском возрасте и возникает у 10% детей. Среди тревожных расстройств, с которыми
дети направляются к терапевту, тревожное расстройство в связи с разлукой возникает наиболее рано.
Также по поводу этого расстройства чаще, чем по поводу других расстройств, обращаются за
|