медицинской помощью.
- Отказ ходить на занятия или уходы с уроков формируют поведенческий паттерн отказа от
посещения школы.
- Тестовая тревожность это сильные переживания, связанные с появлением ярко выраженных
соматических, когнитивных и поведенческих симптомов тревоги в ситуациях прохождения теста, что
обычно сказывается на его результатах.
Генерализованное тревожное расстройство
Алеша: Постоянно ожидает неприятностей.
Десятилетняя Алеша была направлена к
терапевту после того, как у нее обнаружилась
чрезмерная тревожность и стали возникать постоянные беспокойства и жалобы на плохое
самочувствие. Ее мама говорит что девочка испытывает тревожность из-за любого пустяка. Сама
Алеша признается, что ее беспокоит практически все, но особенно то, что она может быть
недостаточно хорошей дочкой, что над ней могут смеяться другие дети, что она может получить
плохую оценку в школе, делать ошибки, и что может произойти несчастный случай, в котором
пострадает она или ее родители. Целыми днями Алеша обдумывает уже произошедшее, например, то,
что она вчера сказала в классе, или то, как она выполнила тест на прошлой неделе. Она говорит, что
если только начинает беспокоиться, то уже не может остановиться, как бы ни старалась.
Алеша сообщает что когда она беспокоится о произошедшем, надвигающемся или
воображаемом событии, у нее начинается головная боль, боль в животе и сильное сердцебиение. Ее
мать, которая очень встревожена состоянием дочери, говорит что Алеша чрезвычайно критично
относится к себе и нуждается в постоянном одобрении.
Время от времени возникающее беспокойство характерно для нормального развития. Однако
дети с генерализованным тревожным расстройством, как Алеша, испытывают постоянную,
чрезмерную и неконтролируемую тревогу и беспокойство почти по любому поводу. Они беспокоятся
даже тогда, когда нет никаких причин для волнения. Состояние чрезмерного беспокойства,
сопровождающееся эмоциональным и физическим напряжением, возникающее без объективных
причин, вызывающих подобную реакцию, принято называть тревожным ожиданием. У детей с
генерализованным тревожным расстройством беспокойство может быть эпизодическим или
практически постоянным. Зачастую беспокоящийся не способен расслабиться, у него появляются
негативные физические симптомы, такие как мышечное напряжение, головная боль или тошнота. Кроме
того, может возникать раздражительность, пониженный тонус, бессонница или беспокойный сон.
Диагностические критерии генерализованного тревожного расстройства, согласно Руководству DSM,
перечислены в табл. 7.5.
Таблица 7.5. Основные диагностические критерии генерализованного тревожного
расстройства, согласно Руководству DSM-IV-TR
А. Чрезмерная тревога и беспокойство (тревожное ожидание) по поводу разнообразных событий
и собственной деятельности (например работы или школьной успеваемости), возникающие почти
постоянно (большую часть времени) на протяжении, по крайней мере, 6 месяцев.
В. Беспокойство не контролируется или с трудом поддается контролю.
С. Тревога и беспокойство связаны с тремя (или более) из следующих шести симптомов; при
этом, по крайней мере, некоторые симптомы наблюдаются почти постоянно (большую часть времени) в
течение последних 6 месяцев.
Примечание: для постановки диагноза ребенку достаточно одного симптома.
(1) Беспокойное, возбужденное или нервное состояние.
(2) Быстрая утомляемость.
(3) Трудности с концентрацией внимания или провалы в памяти.
(4) Раздражительность.
(5) Мышечное напряжение.
(6) Нарушение сна (трудности с засыпанием или неглубокий, беспокойный и недостаточный
сон).
(Источник: DSM-IV-TR copyright АРА)
|