интенсивностью внешнего воздействия. У детей, оказавшихся на школьном дворе под огнем снайпера,
риск формирования симптомов посттравматического стрессового расстройства был тем выше, чем
ближе они оказывались к цели снайпера (Pynoos et al., 1987). Дети, пережившие тяжелое стрессовое
событие, часто проявляют симптомы других расстройств. В то же время дети с другими расстройствами
могут иметь сопутствующий диагноз посттравматического стрессового расстройства (Famularo, Fenton,
Kinscherff & Augustyn, 1996). У детей, переживших пожары, ураганы или подвергавшихся
продолжительному жестокому обращению, посттравматическое стрессовое расстройство может вызвать
деструктивные поведенческие расстройства (Amaya-Jackson & March, 1995).
Возникновение, течение и последствия
Посттравматическое стрессовое расстройство может возникнуть у ребенка любого возраста.
Особенности его протекания зависят от возраста ребенка в момент травмы и от характера травмы.
Прежде чем травматическая ситуация будет оценена как представляющая собой чрезвычайную угрозу,
происходит когнитивная и эмоциональная обработка поступающей информации. Поэтому
интенсивность переживания травмы зависит от уровня развития ребенка. Более того, оказывается, что у
разных детей существуют разные пороги чувствительности к травмам: некоторые кажутся более
защищенными, другие более уязвимыми в чрезвычайных стрессовых ситуациях. Несмотря на эти
различия, столкновение с тяжелым стрессовым событием ведет к психологической травме практически
каждого ребенка.
Многие дети были уверены, что погибнут во время урагана Эндрю, и примерно у 30% из них
обнаружились симптомы тяжелого посттравматического стрессового расстройства. Приблизительно у
12% детей сохранялись тяжелый и очень тяжелый уровни симптомов посттравматического стрессового
расстройства спустя около года после катастрофы, особенно устойчивыми оказались те симптомы,
которые были связаны с повторными переживаниями и образным воссозданием картины
произошедшего. У 90% детей наблюдались признаки улучшения состояния, однако более 75% таких
детей через 10 месяцев после урагана проявляли, по крайней мере, один из симптомов (La Greca,
Silverman, Vernberg & Prinstein, 1996).
Для прогнозирования особенностей протекания посттравматического стрессового расстройства у
ребенка в результате природной катастрофы нужно обращать внимание на несколько факторов (La
Greca, Silverman & Wasserstein, 1998). Эти факторы указаны на рис. 7.2.
Рис. 7.2. Прогнозирование реакций детей на ураган Эндрю (адаптировано из La Greca et al, 1996).
Терапия, помогающая детям справиться со своими чувствами и реакциями, причиной которых
|