сохранении дружеских отношений. Некоторые из их проблем взаимоотношений со сверстниками
связаны со специфическим дефицитом навыков распознавания чужих эмоций, особенно эмоций
скрываемых и меняющихся (Southam-Gerow & Kendall, 2000). Как свидетельствуют результаты
исследований, сверстники относятся к детям с тревожными расстройствами неоднозначно (Р. С.
Kendall, Panichelli-Mindel, Sugarman & Gallahan, 1997). Если ребенок с тревожным расстройством
страдает еще и депрессией, он, как правило, бывает непопулярен среди сверстников (С. С. Strauss,
Lahey, Frich, Frame & Hynd, 1988).
Тревога и депрессия
Говоря о сопутствующих расстройствах, мы выяснили, что риск их возникновения связан с
типом или особенностями того тревожного расстройства, которым страдает ребенок. Социофобия,
генерализованное тревожное расстройство и тревожное расстройство в связи с разлукой в детском
возрасте чаще связаны с депрессией, чем специфическая фобия. Диагноз депрессии также чаще
ставится тем детям, у которых обнаруживается одновременно несколько тревожных расстройств, и тем,
у кого возникают серьезные проблемы, связанные с повседневной деятельностью (Bernstein, 1991).
Глубокая, не вызывающая сомнений взаимосвязь между тревогой и депрессией у детей и
подростков заслуживает дальнейшего обсуждения (Р. С. Kendall & Brady, 1995; Mesman & Koot, 2000a,
2000b). Ведет ли тревога к депрессии, являются ли тревога и депрессия одним и тем же заболеванием с
разными клиническими признаками, которые различаются только степенью тяжести, или же тревога и
депрессия являются различными заболеваниями, возникающими по различным причинам, но
имеющими некоторые общие черты?
(L. D. Seligman & Ollendick, 1998; Zahn-Waxler, Klimes-Dougan &
Slattery, 2000)
Тревога в сочетании с депрессией возникает у детей более старшего возраста, в отличие от
тревоги, не сопровождающейся депрессией, которая характерна и для младших детей, и для подростков.
В большинстве случаев симптомы тревоги предшествуют симптомам депрессии (Brady & Kendall, 1992;
D. A. Cole, Peeke, Martin, Truglio & Seroczynski, 1998). Симптомы тревоги и депрессии могут плохо
различаться у младших детей и становятся более различимы у подростков и у детей, страдающих одним
из этих расстройств (D. A. Cole, Truglio & Peeke, 1997; Gurley, Cohen, Pine & Brook, 1996).
Концепция «негативной аффективности» полезна для понимания сходств и различий между
тревогой и депрессией (N. J. King, Ollendick & Gullone, 1991a; V. V. Wolfe & Finch, 1987). Негативная
аффективность это постоянное негативное настроение, отражающееся в нервозности, грусти, гневе и
чувстве вины. Напротив, позитивная аффективность выражается в таких состояниях, как радость,
энтузиазм и энергичность. Негативная аффективность коррелирует и с тревогой, и с депрессией, в то
время как позитивная аффективность отрицательно коррелирует с депрессией, но является независимой
переменной по отношению к тревоге (D. Watson, Clark & Carey, 1988). В общем дети, страдающие
тревогой, не отличаются от детей, страдающих депрессией в отношении негативного аффекта, что дает
возможность предположить, что лежащая в основе негативная аффективность является общей как для
тревоги, так и для депрессии. Более того, различие между тревожными и депрессивными детьми может
заключаться в большей позитивной аффективности детей, страдающих тревожностью (Lonigan, Carey &
Finch, 1994). Изучение негативных эмоциональных симптомов у детей в общем подтверждает
существование трех различных паттернов тревоги, депрессии и страха, причем тревога соотносится с
негативным аффектом, депрессия с низким позитивным аффектом, а страх с физиологическим
чрезмерным возбуждением (Chorpita, Daleiden, Moffitt, Yim & Umemoto, 2000; Joiner & Lonigan, 2000;
Lonigan, Hooe, David & Kistner, 1999).
Внешние факторы, воздействие которых вызывает тревожные расстройства, отличаются от
внешних факторов, воздействие которых вызывает депрессивные состояния. Это свидетельствует о том,
что тревога и депрессия являются различными заболеваниями. Например, угрожающие жизни события,
такие как физическая опасность или риск потерять кого-то из родителей, связаны с симптомами
тревоги, но не депрессии. Напротив, смерть члена семьи или стресс в семье, связаны с депрессией, но не
тревогой (Eley & Stevenson, 2000).
Итоги раздела
- У детей, страдающих тревожными расстройствами, могут наблюдаться нарушения
когнитивных процессов, связанных с памятью, вниманием, языком и речью.
|