Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 537 
Next page End  

- Дети, страдающие тревожными расстройствами, особенно внимательны к той информации,
которая, по их мнению, может быть связана с потенциальной опасностью. Такая избирательность
внимания называется «сверхбдительностью».
- У детей с тревожными расстройствами часто возникают соматические проблемы, такие как
боли в желудке и головные боли, а также нарушения сна.
- Дети с тревожными расстройствами считают себя социально отчужденными и одинокими,
окружающие могут оценивать их как тревожных и необщительных.
- Существует прочная и не подлежащая сомнению взаимосвязь между тревогой и депрессией у
детей и подростков. Различие между тревожными и депрессивными детьми может выражаться в
большей позитивной эффективности тревожных детей.
Гендерные, культурные и этнические различия
Результаты исследований показали, что среди детей и подростков тревожными расстройствами
чаще страдают девочки (Lewinsohn, Gotlib, Lewinsohn, Seeley & Alien, 1998; Mackinaw-Koons &Vasey,
2000).
У шестилетних детей симптомы тревоги встречаются среди девочек в два раза чаще, чем среди
мальчиков, и эта диспропорция сохраняется в течение всего детства и подросткового возраста. Однако
эти данные следует интерпретировать осторожно, поскольку в качестве альтернативного объяснения
нельзя исключить возможность того, что девочки более, чем мальчики, склонны говорить о своей
тревоге. У подростков гендерные различия в тревожности нельзя объяснить одними лишь
психосоциальными факторами, такими как стресс, низкая оценка собственной социальной
компетентности или эмоциональная нестабильность. Можно предположить, что большая частота
распространенности тревожных расстройств среди девочек, чем среди мальчиков, может быть более
связана с генетическими влияниями, нежели с гендерными различиями социальных ролей и опыта
(Lewinsohn, Gotlib et al., 1998).
Исследование гендерной ролевой ориентации у детей с тревожными расстройствами
обнаружило, что детская оценка собственной ориентации на мужскую гендерную роль (т. е. оценка
собственной маскулинности) связана с повышенным уровнем боязливости, так же, как и со
специфическими страхами неудачи, критики, медицинских процедур и всего неизвестного (Ginsburg &
Silverman, 2000). Напротив, не было обнаружено взаимосвязи между детской оценкой собственной
ориентации на женскую гендерную роль и боязливостью. Это свидетельствует о том, что гендерная
ролевая ориентация, особенно мужская, может оказывать существенное воздействие на развитие и
сохранение страхов у детей.
Немногочисленные кросс-культурные исследования взаимосвязи между культурально-
этническими факторами и возникновением тревожных расстройств в детском возрасте не позволяют
сделать определенных выводов. Сравнительные исследования страхов у афро-американских и белых
подростков обнаружили, что эти две группы не имеют особых различий (Ginsburg & Silverman, 1996;
Treadwell, Flannery-Shroeder & Kendall, 1994). Однако у афро-американских детей обнаруживается
больше симптомов тревожности, чем у белых детей (D.A. Cole, Martin, Peeke, Henderson & Harwell,
1998). У белых детей отмечается больше симптомов социофобии и меньше симптомов тревожного
расстройства в связи с разлукой, чем у афро-американцев (Compton, Nelson & March, 2000). У детей,
принадлежащих к национальным меньшинствам или к малообеспеченным социальным группам,
относительно редко выявляются определенные тревожные расстройства, например обсессивно-
компульсивное расстройство. Однако это может быть связано с тем, что дети и их родители,
принадлежащие к этим социальным группам, менее склонны обращаться за врачебной помощью (Neal
& Turner, 1991).
Среди детей, направленных на лечение тревожных расстройств, у белых чаще встречается отказ
посещать школу, и для них характерны более острые формы проявления симптомов, а у афро-
американцев чаще встречается посттравматическое стрессовое расстройство, и у них наблюдаются
более разнообразные страхи (С. G. Last & Perrin, 1993). Хотя обе эти этнические группы одинаково
подвержены тревожным расстройствам, между ними наблюдаются различия в способах обращения за
помощью, диагностике и терапии. Например, афро-американцы, столкнувшись с симптомами
обсессивно-компульсивного расстройства у своих детей, более склонны обращаться за помощью к
членам своей общины, например к духовникам или младшему медицинскому персоналу, чем к
Hosted by uCoz