профессиональным психологам и психиатрам (Hatch, Friedman & Paradis, 1996). Также члены их семей
менее склонны придавать серьезное значение обсессивно-компульсивным симптомам детей. Хотя
фактор этнической принадлежности не влияет на результаты лечения, он может быть связан с
преждевременным прекращен им курса лечения (Р. С. Kendall & Flannery-Schroeder, 1998).
Исследования, посвященные сравнению фобических и тревожных расстройств у испано-
американцев и белых американцев, показали совпадение по многим параметрам, включая возраст
возникновения этих расстройств, пол, первичное расстройство, процент детей, отказывающихся
посещать школу, а также процент детей, имеющих более одного расстройства. Испано-американские
дети чаще имеют первичным диагнозом тревожное расстройство в связи с разлукой. Испано-
американцы также считают своих детей более тревожными, чем белые американцы (Ginsburg &
Silverman, 1996). Некоторые исследования были посвящены изучению тревожных расстройств у детей
коренных американцев. Исследование распространенности тревожных расстройств среди детей
индейцев, проводимого на Аппалачах (в основном среди индейцев племени чероки), обнаружило, что
тревожные расстройства встречаются у них с той же частотой, как и у детей белых американцев.
Наиболее распространенным расстройством для этих двух групп является тревожное расстройство в
связи с разлукой. Частота выявления тревожного расстройства в связи с разлукой немного выше у детей
коренных американцев, особенно у девочек (Costello, Farmer, Angold, Burns & Erkanli, 1997).
Хотя кросс-культуральные исследования тревожных расстройств в детском возрасте
немногочисленны и ограничены по своему охвату, специфические страхи у детей наблюдались
практически во всех культурах. Страхи, возникающие в процессе индивидуального развития (например,
боязнь громких звуков или страх разлуки с близким человеком), появляются у детей всех культур
примерно в одинаковом возрасте. Детали могут варьировать от культуры к культуре, но в общем дети
всех культур испытывают схожие страхи. Гендерные различия также наблюдаются у детей всех
культур. Однако культурные факторы могут влиять на проявление симптомов и особенности
протекания тревожных расстройств. (Ingman, Ollendick, & Akande, 1999). Культуры, ценящие
соблюдение запретов, уступчивость и послушание, увеличивают число страхов у детей (Ollendick, Yang,
King, Dong & Akande, 1996).
Например, уступчивость и способность к саморазвитию качества, которым в Китае придается
большое значение, могут являться причиной увеличения уровня общего дистресса и специфических
страхов (например страхов, связанных с возможной негативной социальной оценкой) (Dong, Yang &
Ollendick, 1994).
Итоги раздела
- Девочки проявляют симптомы тревоги примерно в два раза чаще, чем мальчики. Это различие
проявляется у детей, начиная с шестилетнего возраста.
- Культурные и этнические факторы могут влиять на проявление симптомов и особенности
протекания тревожных расстройств у детей.
Теории и причины
В течение многих лет были созданы различные теории, в которых обосновывались причины
возникновения страхов и тревоги у детей. В качестве главных причин рассматривали высокую
тревожность родителей и их жестокое обращение с ребенком, особенности формирования условных
рефлексов (обусловливание) и врожденные инстинкты. Первыми исследованиями детских страхов и
тревоги являются описанный Фрейдом (Freud) случай маленького Ганса, ставший классическим,
проведенный Уотсоном (J. В. Watson) и Рэйнером (Rayner) (1920) эксперимент по обусловливанию
страха у маленького Альберта и монументальные работы Боулби (Bowlby, 1973), посвященные ранней
привязанности и потере. Хотя каждая из этих теорий вызывала множество споров с самого момента
возникновения, все они до сих пор оказывают влияние на наши представления о тревоге.
Ранние теории
Классическая психоаналитическая теория рассматривает тревоги и фобии как защиту от
неосознанных конфликтов, возникающих в ранний период воспитания ребенка. Определенные
|