опыта общения с надоедливым младшим братом) или же от сочетания нескольких факторов. Как
отреагируете вы, если кто-то подкрадется к вам сзади и завопит: «У-у-у!»?
Готовность реагировать на новые или незнакомые события является отличительной чертой всех
млекопитающих. Ориентировка, слежение, настороженность, осмотрительность и моторная готовность
к реакции на незнакомые стимулы являются важными факторами, необходимыми для выживания.
Согласно эволюционной концепции, чрезмерные страхи и тревоги частично отражают различия между
младенцами в первых поведенческих реакциях на новые стимулы (Kagan, 1997).
Эта вариативность реакций вызвана врожденными различиями в нейрохимии структур мозга,
которые, как считается, играют важную роль в распознавании новых событий (Kagan, Snidman, Arcus &
Reznic, 1994). В их числе: миндалевидное тело и его соединения с моторной зоной коры, поясная и
фронтальная кора, гипоталамус и симпатическая нервная система. Результаты исследований (см. врезку
7.5) свидетельствуют о том, что дети, обладающие высоким порогом чувствительности к новым
стимулам, как та маленькая девочка в описанном мною случае, предположительно имеют
незначительный риск формирования тревожных расстройств. Другие дети появляются на свет с
врожденным низким порогом чувствительности к новым стимулам, и имеют тенденцию устраняться от
них. У некоторых детей эта тенденция превращается в устойчивую черту и является возможным
фактором риска приобретения в будущем тревожных расстройств (Kagan & Snidman, 1999; Rubin &
Stewart, 1996; Schwartz, Snidman & Kagan, 1999).
Врезка 7.5
Врожденная предрасположенность к страху и реактивности
Новые, весьма интересные результаты были получены в исследовании, проводившемся
Джеромом Каганом (Jerome Kagan). Он обнаружил, что около 20% четырехмесячных младенцев
становились очень активными и испытывали сильный дистресс, когда перед их лицами начинали
раскачивать ярко раскрашенные игрушки, ставили им запись голосов, произносящих короткие
предложения, или подносили к их носам тампоны, смоченные алкоголем. Каган назвал таких детей
высокореактивными заторможенными. Напротив, 40% младенцев оставались спокойными и не
начинали волноваться и плакать, сталкиваясь с теми же незнакомыми стимулами. Эти дети были
названы низкореактивными незаторможенными. Отличия между этими двумя группами, как
полагает автор, вызваны разным для каждой группы уровнем возбудимости миндалевидного тела и
структур мозга, связанных с ним.
Позже эти же дети в возрасте 14 месяцев и 21 месяца наблюдались в лабораторных условиях в
разнообразных ситуациях. Около трети высокореактивных и лишь 4% низкореактивных детей
проявляли сильный страх. Когда эти дети достигли 4 и 5 лет, высокореактивные меньше, чем
низкореактивные, говорили и реже улыбались в незнакомой лабораторной ситуации, проявляя тем
самым более высокий уровень страха.
Однако лишь небольшой процент детей сохранили свою высокую реактивность с
четырехмесячного до пятилетнего возраста. Например, лишь около 20% высокореактивных проявили
сильный страх в 14 месяцев и в 21 месяц, а также меньше говорили и улыбались в 4-5 лет. Вероятно, эти
изменения обусловлены семейными влияниями. Резким контрастом является то, что ни один
низкореактивный ребенок не обнаружил устойчивого паттерна страха и эмоциональной
заторможенности, и лишь один низкореактивный младенец проявил устойчивый паттерн
заторможенности. Таким образом, одному типу характера несвойственно развивать и удерживать
основные черты другого типа, но ребенок любого типа характера может развивать более сглаженные
профильные характеристики, оказываясь ни робким, ни очень смелым.
Высокореактивные младенцы, оказавшиеся очень заторможенными в возрасте 4 лет (около 20%
всех высокореактивных) имеют низкий порог реакции страха на незнакомые ситуации и на незнакомых
людей. Будет ли наблюдаться у этих детей более высокий риск формирования тревожного расстройства,
когда они станут подростками или взрослыми? Если так, то расстройства какого типа могут у них
возникнуть? Беседы с 13-14-летними подростками дают основания предположить, что социофобия
более часто встречается у заторможенных, чем у незаторможенных подростков, в то время как
специфические фобии, тревожное расстройство в связи с разлукой и компульсивные симптомы
одинаково распространены в обеих группах.
(Источник: адаптировано из Kagan, 1997.)
---
|