тревожности и менее развитые способности контролировать стрессовую ситуацию. Однако у детей, чьи
родители страдают агорафобией, это заболевание встречается не чаще, чем у детей, чьи родители не
страдают агорафобией, что свидетельствует о наличии общей предрасположенности к тревожным
расстройствам в семье. (Capps, Sigman, Sena, & Henkler, 1996).
Нейробиологические факторы
Из всех структур мозга, функционирование которых связывают с возникновением тревожных
расстройств, чаще всего говорят о лимбической системе, соединяющей стволовые и корковые отделы
(Sallee & Greenawald, 1995). Ствол мозга, отслеживающий и воспринимающий сигналы о
потенциальной опасности, передает их затем в высшие корковые центры через лимбическую систему.
Эта система мозга называется системой торможения поведения. Считается, что у детей, страдающих
тревожными расстройствами, она является сверхактивной (Barlow & Durand, 1995).
Группа нейронов, расположенных в постганглионарной зоне, или так называемой «синей зоне»
мозга (locus ceruleus), является основным источником норэпинефрина, тормозящего нейротрансмиттера.
Считается, что сверхактивация этой зоны вызывает реакцию страха, а недостаточная активация ведет к
невнимательности, импульсивности и излишнему риску. Аномалии этих систем связаны с состояниями
тревоги у детей (Sallee & Greenawald, 1995).
Из всех нейротрансмиттеров, нарушения которых связывают с возникновением тревожных
расстройств, чаще всего говорят о системе гамма-аминомасляной кислоты. [Гамма-аминомасляная
кислота является нейротрансмиттером тормозных синапсов ЦНС.
Примеч. ред.] Нейропептиды
обычно рассматриваются как модуляторы ожидания стресса, аномальная регуляторная деятельность
которых может играть некоторую роль в формировании и развитии тревожных расстройств (Sallee &
Greenawald, 1995). В последнее время свойственные для тревожных расстройств у взрослых личностные
характеристики связывали с аберрацией гена, обеспечивающего транспортировку серотонина (5-НТТ).
Хотя эти гены несут небольшую часть наследственной информации, их аберрации привлекают к себе
внимание, поскольку с тревогой связано повышение уровня серотонина. И именно на изменение уровня
серотонина направлено действие широко распространенных антидепрессантов и других медикаментов,
применяющихся при лечении тревожных расстройств (Lesch et al, 1996).
Влияние семьи
Удивительно мало известно о связи между стилями родительского воспитания или семейными
факторами и тревожными расстройствами. Родителей тревожных детей часто описывают как очень
суетливых, назойливых или ограничивающих свободу своих детей. Наблюдение за взаимодействием 9-
12-летних детей, страдающих тревожными расстройствами, со своими родителями, выявило, что
родители таких детей предоставляли им меньше самостоятельности, чем другие родители; сами дети
оценивали своих родителей как менее благожелательных к ним (Sigueland, Kendall & Steinberg, 1996).
Другие исследования показали, что матери детей, проявлявших заторможенность, более склонны
использовать критику в общении со своими детьми, и что чрезмерная эмоциональность в воспитании
связана с повышенным риском развития у детей тревожного расстройства в связи с разлукой (Hirshfield,
Biederman, Brody & Faraone, 1997; Hirshfield, Biederman & Rosenbaum, 1997). Эти результаты в целом
подтверждают точку зрения, согласно которой чрезмерный родительский контроль как стиль
родительского воспитания связан с тревожными расстройствами у детей, хотя мы не знаем, можно ли
отнести этот стиль к основным причинным факторам (Chorpita & Barlow, 1998; Rapee, 1997).
Родители детей с тревожными расстройствами не только более склонны контролировать своих
детей, чем другие родители, они также имеют тенденцию негативно оценивать их способности.
Например, когда ребенку предлагали записать свою речь на видеопленку, матери детей, страдающих
тревожными расстройствами, полагали, что их дети растеряются и не сумеют совладать с подобной
ситуацией (Kortlander, Kendall & Panichelli-Mindel, 1997).
Вероятно, родительские установки не только влияют на взаимодействие с ребенком, но и сами
изменяются в результате взаимодействия, во время которого возникает обратная связь, и родители так
же, как и ребенок, пересматривают свои ожидания и свое поведение (Barrett, Rapee, Dadds & Ryan, 1996;
Dadds, Barrett & Rapee, 1996).
Сами но себе тревожные расстройства у родителей могут не приводить к повышенному риску
развития тревожных расстройств у детей, если родители принадлежат к высокому или среднему
|