Navigation bar
  Print document Start Previous page
 273 of 537 
Next page End  

(Birmaher et al., 1996; Kovacs, 1996).
Для большинства детей и подростков депрессивный эпизод, вероятно, может продолжаться
несколько месяцев, а те, у кого депрессия возникла в более раннем возрасте, будут переживать
многочисленные эпизоды (Strober, Lampert, Schmidt & Morrell, 1993). Несмотря на то что процент
выздоровлений высок, также регистрируется высокий процент рецидивов (Goodyer, Germany,
Gowrusankur & Altham, 1991). Таким образом, депрессия — это состояние, которое сохраняется у
ребенка на протяжении его развития, создавая долгосрочные проблемы социального, эмоционального и
экономического характера, негативно воздействующие на самого ребенка и остальных членов его семьи
(Kovacs, 1997).
Почему депрессивные эпизоды продолжают повторяться, и почему промежуток времени между
эпизодами постепенно сокращается? Одна из причин заключается в том, что первый эпизод может
сделать подростка более восприимчивым к последующим (Hammen, Henry & Daley, 2000). В
соответствие с этой концепцией, первый эпизод может быть связан с конкретным фактором стресса
(Lewinson, Alien, Seeley & Gotlib, 1999) и сопровождаться изменениями длительного характера,
касающимися протекания биологических процессов и изменениями в детской восприимчивости по
отношению к последующим факторам стресса (Post et al., 1996). Кроме того, первоначальные
изменения, происходящие в головном мозге, под воздействием внешних факторов могут обусловливать
последующие депрессивные эпизоды, и даже незначительные схожие события или стрессы могут
привести к депрессии — феномен, известный как «возгорание» (kindlind) (Kovacs, 1997; Post & Weiss,
1998).
Даже после завершения депрессивного эпизода многие дети и подростки продолжают проявлять
менее выраженные симптомы депрессии и испытывают трудности психологического характера,
проблемы со здоровьем и хронический стресс (Birmaher et al., 1996b; Rohde, Lewinson & Seeley, 1994).
Данная проблема вызывает сильную обеспокоенность, поскольку она является фактором риска для
возникновения депрессивных эпизодов в будущем (Daley, Hammen & Rao, 2000; Lewinson, Seeley,
Hibbard, Rohde & Sack, 1996).
В дополнение к периодическим приступам депрессии, ближайшие и долгосрочные прогнозы для
детей с большим депрессивным расстройством включают многие другие негативные последствия.
Например, у подростков, подверженных депрессии, наблюдается повышенный риск правонарушений,
арестов и осуждений, исключений из школы и безработица (Lewinsohn, Roberts, et al., 1994). Депрессия,
переживаемая в школьные годы, также увеличивает в дальнейшем риск возникновения наркомании,
алкоголизма, попыток суицида, проблем, связанных с работой и супружеской жизнью (Gotlib, Lewinson
& Seeley, 1998; R. С. Harrington & Vostanis, 1995; Rao et al., 2000). В целом последствия большого
депрессивного расстройства для детей и подростков неблагоприятны. У них сохраняется повышенный
риск развития расстройств настроения и других заболеваний, которые могут мешать их социальной
жизни и учебе. Иллюстрацией этому может служить описание мрачной картины длительных
последствий большого депрессивного расстройства, сделанное матерью одного депрессивного
подростка. К несчастью, она не далека от истины:
Депрессия, возникающая у подростков, ломает их жизнь. Они неопытны и только начинают
жить, они хотят стать независимыми. Но этого не происходит с детьми, страдающими депрессией.
Они начинают отличаться от остальных своих сверстников, и им уже никогда больше не удастся
быть такими, как все. Это оставляет неизгладимый след в их душе (Адаптировано из Owen, 1993, стр.
С1).
Подобно взрослым, дети и подростки с большим депрессивным расстройством продолжают
испытывать многочисленные негативные долгосрочные последствия, включая высокий риск суицидов и
суицидных попыток, рецидивов большого депрессивного состояния, госпитализаций по
психиатрическим и общим показаниям, алкоголизма и наркомании. У таких детей и подростков в
дальнейшем могут возникать трудности, связанные с социальным взаимодействием, учебой и
устройством на работу (Weissman, Wolk et al, 1999a, 1999b).
Гендерные и этнические различия
В чем выражается двойной стандарт депрессии? В том, что у женщин вероятность
возникновения депрессивного расстройства в два раза выше, чем у мужчин, и у женщин расстройства
Hosted by uCoz