Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 537 
Next page End  

Подростковый возраст
Успешный переход в среднюю школу
Академическая успеваемость (овладение навыками,
необходимыми для получения высшего образования или
устройства на работу)
Участие во внеклассной деятельности (например спорт,
кружки)
Формирование тесных дружеских отношений с
представителями своего и противоположного пола
Формирование устойчивого чувства собственной
идентичности
(Источник: Masten & Coatsworth, 1998.)
Например, поведение — одна из фундаментальных сфер — показывает, насколько успешно
человек следует установленным правилам. Ожидается, что начиная с раннего возраста, дети начнут
контролировать свое поведение и выполнять требования родителей. (Это
не означает, что они всегда
поступают именно так, но это уже другая тема для обсуждения!) Когда дети отправляются в школу,
ожидается, что они будут следовать правилам, установленным в школе, дома и в обществе, даже при
отсутствии непосредственного надзора (Mastern & Coatsworth, 1998). Аналогичное продвижение в
развитии имеет место в сфере «я», в которой дети сначала научаются отделять себя от среды и
постепенно формируют собственную идентичность и автономию. В обсуждении расстройств в
последующих главах мы попытаемся, когда это возможно, сохранять баланс между информацией о
патологическом поведении и информацией о компетентности и других достоинствах детей.
Пути развития
Почему у детей с аналогичным ранним опытом не возникают впоследствии похожие проблемы?
И, наоборот, почему дети и подростки с одним и тем же расстройством иногда имеют совершенно
разный ранний опыт или абсолютно разные семейные характеристики? Другой аспект суждений об
отклонении связан с определением момента, когда аномальное поведение ребенка начинает
превращаться в более узнаваемый паттерн, особенно когда поведение детей колеблется и заметно
меняется по мере их развития. Следовательно, в дополнение к проведению грани между нормальной и
патологической адаптацией в случае каждого расстройства мы должны учитывать временную связь
между возникающими проблемами, скажем, в раннем детстве, и последующими расстройствами.
Путь развития имеет отношение к последовательности и временной привязке конкретных
моделей поведения, а также к возможным связям между моделями поведения на протяжении
определенного отрезка времени. Это понятие позволяет нам представить развитие как активный,
динамический процесс, который может объяснить самые разные отправные точки и результаты
(Cicchetti & Rogosch, 1996). Оно помогает нам понять курс и характер нормального и патологического
развития.
Давайте взглянем на два примера путей развития, символически изображенные на рис. 1.1. С
ребенком, изображенным в верхней части рисунка, дурно обращались в раннем возрасте. Такое
обращение может заметно менять начальный курс развития, приводя впоследствии к очень непохожим
и зачастую непредсказуемым результатам, таким как расстройства, связанные с приемом пищи,
расстройства настроения или поведения. Этот пример иллюстрирует понятие мультифинальности
(многоисходности), когда схожее начало пути (в данном случае — плохое обращение с ребенком)
может приводить к разным результатам.
(а) Мультифинальность: аналогичный ранний опыт приводит к различным результатам.
Причина: Жестокое обращение в раннем детстве
Возможный результат:
- Расстройство, связанное с приемом пищи
- Расстройство настроения
- Расстройство поведения
-
Нормальная адаптация
(b) Эквифинальность: различные факторы приводят к схожим результатам.
Результат: Расстройство поведения
Hosted by uCoz