Возможные причины:
- Генетический паттерн
- Семейные характеристики
- Особенности среды
Рис. 1.1. Пути развития: мульти- и эквифинальность.
В иных случаях дети могут начать путь развития с разными достоинствами и недостатками,
обусловленными генетическими, семейными и психологическими влияниями, но впоследствии
продемонстрировать схожие проявления психопатологии. Как показано в нижней части рис. 1.1,
генетические паттерны, семейные характеристики и особенности среды, окружающей ребенка, могут
объединяться, образуя единый путь, который ведет к расстройству поведения. Этот пример
иллюстрирует понятие эквифинальности, которое означает, что схожие результаты проистекают из
разного раннего опыта. Как мы увидим в главе 6 «Проблемы поведения», дети с проблемами в
поведении могли иметь очень разный ранний опыт и подвергаться различным факторам риска, но
впоследствии они демонстрируют схожие паттерны поведения. Рассматривая возможные пути развития,
мы начинаем лучше понимать то, как проблемы детей могут меняться или оставаться неизменными
долгое время (Sameroff, 2000).
Таким образом, многообразие возможностей появления у детей психических достоинств и
недостатков краеугольный камень детской патопсихологии. Поскольку не существует какой-то явной
причинно-следственной связи для каждого детского и подросткового расстройства, следует твердо
помнить о следующих допущениях (Cicchetti & Cohen, 1995b):
- Существует множество факторов, приводящих к патологическим результатам в случае каждого
индивида.
- Эти факторы разнятся у индивидов, страдающих одним и тем же расстройством.
- Даже индивиды с одним и тем же специфическим расстройством демонстрируют особенности
этого расстройства по-разному (например, некоторые дети с расстройством поведения агрессивны,
тогда как другие могут портить вещи, воровать или постоянно обманывать).
- Пути, ведущие к любому конкретному расстройству, многообразны и взаимосвязаны, а не
одномерны и статичны.
Итоги раздела
- Определение психического расстройства предполагает договоренность в отношении
конкретных паттернов поведенческих, когнитивных и физических симптомов, демонстрируемых
индивидом.
- Из-за того что ребенок зависит от окружающих, его психологические проблемы необходимо
рассматривать с точки зрения отношений, а не исключительно с точки зрения его личного
несовершенства.
- Термины, используемые для описания патологического поведения, не следует использовать в
качестве ярлыков для описания людей.
- Описание патологического поведения требует суждения о степени неадекватности, опасности, а
также дисфункциональности или нарушенности поведения человека.
- Разнообразие путей приобретения детьми достоинств и недостатков является краеугольным
камнем детской патопсихологии. Многочисленные факторы, влияющие на патологическое поведение,
могут меняться у одного и того же и разных индивидов со схожими расстройствами.
- Исследования психических расстройств включают в себя попытки описать имеющиеся
проблемы и возможности их решения, понять действительные причины расстройств и устранить или
предотвратить их появление.
- Пути развития помогают определить курс и характер нормального и патологического развития.
Мультифинальность означает, что различные результаты могут проистекать из схожих начал, тогда как
эквифинальность означает, что схожие результаты могут проистекать из разного раннего опыта.
Риск и жизнеспособность
Я убежден, что, за исключением немногих экстраординарных случаев, та или иная форма
|