Navigation bar
  Print document Start Previous page
 288 of 537 
Next page End  

отразиться на жизни человека в самых разных сферах его деятельности, что, в свою очередь, вызывает
депрессивные реакции (Hammen & Rudolph, 1996; Rudolph & Hammen, 1999).
Итоги раздела
- Психодинамические теории предполагают, что депрессия возникает в результате реальной или
символической потери объекта любви, и рассматривают депрессию как следствие превращения
агрессивного инстинкта в депрессивный аффект.
- Бихевиористская точка зрения подчеркивает важность научения, влияний со стороны
окружения (особенно отсутствия условной ответной реакции положительного подкрепления) и
дефицита навыков социального взаимодействия в возникновении и сохранении депрессивного
состояния.
- Когнитивные теории уделяют внимание связи негативного мышления и настроения. В основе
этих теорий лежит допущение о том, что отношение к самому себе и окружающему миру будет влиять
на настроение и поведение ребенка или подростка.
- Другие теории депрессии придают важное значение дефициту навыков самоконтроля, разрывам
межличностных взаимоотношений, генетическим и нейробиологическим факторам и стрессовым
событиям.
Причины депрессии
Возникновение депрессии происходит в процессе взаимодействия многих причинных факторов.
Для объяснения причин детской и подростковой депрессии необходима некая обобщающая схема,
учитывающая взаимодействия многих факторов — уязвимости, риска, защитных факторов,
действующих скрытым образом. Кроме того, такая схема должна объяснять отсутствие депрессии при
наличии факторов риска (Cicchetti & Toth, 1998; S. H. Goodman & Gotlib, 1993; Hammen, 2000).
Схема развития депрессии у детей и подростков представлена на рис. 8.3. Она учитывает
возможные причины депрессии у людей юного возраста и рассматривает взаимодействие генетических,
нейробиологических, семейных, когнитивных, эмоциональных, межличностных факторов и факторов
окружающей среды.
Рис. 8.3. Схема развития депрессии у детей и подростков.
Внутри этой схемы генетические факторы риска оказывают воздействие на нейробиологические
процессы, что отражается на детском темпераменте, который характеризуется сверхчувствительностью
к негативным раздражителям и повышенной негативной эмоциональностью (Clark, Watson & Mineka,
1994). Эти ранние предрасположенности формируются под воздействием семейных взаимоотношений и
продолжают оказывать влияние на всем протяжении развития. Основные представления человека о
Hosted by uCoz