социальной поддержки (Messer & Gross, 1995; Slavin & Rainer, 1990). Депрессивные дети и подростки,
по сравнению с недепрессивными, описывают свои семьи как менее дружные и более разобщенные
(Kashani, Allan, Dahlmeier, Rezvani & Reid, 1995).
Результаты проведенных исследований указывают на тесную связь между детской депрессией и
разладами в семье. В одном длительном исследовании было выявлено, что в тех семьях, где меньше
взаимопонимания и поддержки, у подростков наблюдается больше депрессивных симптомов, оба этих
фактора могут сочетаться в течение более чем 1 года. Наоборот, увеличение количества депрессивных
симптомов не позволяет прогнозировать ухудшение семейных взаимоотношений за тот же период
времени. Таким образом, семейные проблемы предшествуют депрессивным симптомам и могут быть
непосредственно с ними связаны (Sheeber, Hops, Alpert, Davis & Andrews, 1997).
Здесь необходимо сказать о некоторых спорных вопросах, касающихся взаимосвязи детской
депрессии и семейных отношений. Во-первых, семейные проблемы, о которых мы говорили, могут
иметь отношение ко многим другим детским расстройствам и не являться специфическими для
депрессии (Downey & Coyne, 1990; Goodyer et al., 1997). Во-вторых, бывает трудно выяснить, вызваны
ли семейные проблемы сопутствующими болезненными состояниями ребенка, например детских
поведенческих проблем, или депрессии. В-третьих, в большинстве случаев причинные факторы так
взаимосвязаны, что невозможно установить причину появления депрессии. Неблагоприятная семейная
обстановка может привести к депрессии, но и депрессия может вызвать негативное, критическое
отношение семьи к подростку и быть причиной страданий родителей и других домочадцев (Bell-Dolan,
Reaven & Peterson, 1993). Наконец, в качестве причинных могут выступать факторы генетического
риска, приводящие к депрессии и семейным разладам. Тем не менее находятся подтверждения влияния
семьи на появление депрессивных расстройств у детей.
Когда родители страдают депрессией
Миссис Д.: Не подходит для роли матери.
Миссис Д. страдает депрессией, она беспомощна, а между тем ее родительская забота и
внимание больше всего необходимы для ее 5-летней дочери Марии. Миссис Д. не спешит приготовить
завтрак себе и дочери. Горестно сложив руки, она не обращает внимания на то, что происходит
вокруг нее. Какое-то время Мария дергает изо всех сил мать, по-видимому, хочет есть. Миссис Д. что-
то бормочет, непрерывно всхлипывает и утирает слезы, слоняясь между буфетом и кухонным
столом. Мария упорно пытается привлечь внимание матери, и, наконец, миссис Д. крепко обнимает
дочь и гладит ее по голове. Сначала Мария отстраняется; затем сворачивается калачиком у ног
матери. В конце концов миссис Д. наполняет тарелки кашей, они садятся за стол и едят в полном
молчании, а миссис Д. печально смотрит на свою дочь. Периодические приступы глубокой депрессии
делают миссис Д. неспособной заниматься повседневными делами, а любая проблема, возникающая у
Марии, заставляет мать лечь в постель. Большей частью Мария остается один на один со своими
трудностями (Адаптировано из Radke-Yarrow & Zahri-Waxler, 1990).
Депрессивные родители не способны заниматься полноценным воспитанием своих детей
(Hammen, 1991; Radke-Yarrow, 1998). Матери, страдающие депрессией, раздражительны, беспомощны и
непредсказуемы в аффективных проявлениях. Они не склонны поощрять ребенка к игре, менее
последовательны в вопросах дисциплины, меньше принимают участия в делах ребенка, недостаточно
общаются с ним, у них отсутствует привязанность к нему, и они настроены более критично к ребенку,
чаще возмущаются им по сравнению со здоровыми матерями (Kovacs, 1997). Если один из родителей
страдает депрессией, то в доме может сложиться атмосфера повышенной конфликтности, семейных
раздоров и стресса (Beardslee & Wheelock, 1994; Kaslow et al, 1994).
Дети и подростки, чьи матери страдают депрессией, пытаются справиться с непредсказуемостью
той обстановки, в которой они существуют. Для этого они используют разные способы поведения
агрессию, отчужденность, отказ посещать школу. Кроме того, у таких детей может отсутствовать
желание добиваться успехов, возникают депрессии и даже попытки суицида (Brennan et al., 2000; Davis;
Sheeber, Hops & Tildesley, 2000; Klimes-Dougan et al., 1999). Подобно Марии, они должны сами
заботиться о себе и учиться самостоятельно справляться со своими проблемами. Неудивительно, что у
малолетних детей, чьи матери страдают депрессией, наблюдается задержка в эмоциональном развитии,
разобщенность со своими родителями и непрочные привязанности (Field, 2000). Дети матерей,
страдающих депрессией, склонны к самокритике и испытывают трудности, связанные с регуляцией
|