своих эмоций. В результате, такие дети плохо подготовлены к тому, чтобы справляться с жизненными
стрессами, которые впоследствии могут стать для них факторами риска развития депрессивного
расстройства и других заболеваний (S. H. Goodman & Gotlib, 1999; Radke-Yarrow & Zahn-Waxler, 1990).
Продолжительные масштабные исследования, которые проводились среди детей, чьи родители
страдают депрессией, подтвердили существование фактора риска, которому подвергаются дети,
растущие в семьях, где кто-нибудь из родителей подвержен депрессии (Gotlib & Goodman, 1999). За
десятилетний период исследований среди детей, чьи родители страдали депрессией, не только
увеличился процент тех детей и подростков, кто стал подвержен депрессивному расстройству, в
особенности до наступления пубертатного возраста, но также увеличился процент тех, кто стал
подвержен фобиям, паническим расстройствам, алкогольной и наркотической зависимости (Weissman et
al., 1997). По сравнению с контрольными испытуемыми, дети депрессивных родителей за десятилетний
период наблюдений чаще обращались за амбулаторной помощью и испытывали трудности, связанные с
работой, семейными взаимоотношениями и супружеской жизнью. Результаты данного исследования
документально подтверждают существование серьезных негативных долговременных последствий и
ухудшений состояния у тех детей, чьи родители страдают депрессией.
Стрессовые события
Карлайн: Я не могу заставить себя ничего делать.
Время от времени у меня возникает депрессия. Это состояние приходит и уходит Обычно
нужно, чтобы что-то послужило толчком. Это может быть чем-то значительным. Или, наоборот;
что-то несущественное происходит с тобой, и ты уже начинаешь чувствовать себя скверно и не
можешь ничего делать. Так, сегодня все прекрасно, я нормально себя чувствую. Но завтра или
послезавтра что-то может случиться, не имеет значения, насколько ничтожное, и я просто не могу
заставить себя подняться с постели и заняться чем-нибудь.
Депрессия связана с серьезными событиями в жизни, которые вызывают стресс (Rudolph et al.,
2000). Такими событиями становятся: переезд на новое место жительства, смена школы, несчастный
случай или серьезная болезнь в семье, крайняя нужда, в которой оказалась семья, семейные скандалы и
акты физической агрессии, конфликты родителей и их развод (Goodyer et al., 1997; Kovacs, 1997). Эти
события могут происходить при воздействии других факторов риска, таких как отсутствие социальной
поддержки или недостаточное проявление родительской заботы. Иногда к депрессии приводят не очень
серьезные события в жизни: ежедневные ссоры, плохая оценка в школе, спор с родителями, критика со
стороны учителя, ссора с другом или несостоявшееся свидание. По сравнению со своими
недепрессивными сверстниками, подростки, страдающие депрессией, переживали за год до ее начала
серьезные и не очень серьезные события, сопряженные для них со стрессом, особенно в связи с
романтическими отношениями, учебой, взаимоотношениями с родителями и друзьями, работой и
здоровьем (Birmaher et al., 1996b).
Поводом для депрессии могут служить стрессы, связанные с межличностными отношениями,
реальными или символическими утратами (смерть любимого человека или разрыв с ним),
одиночеством, отверженностью или угрозой для собственной самооценки (Eley & Stevenson, 2000;
Goodyer, 1999). Например, разрыв взаимоотношений, по-видимому, может служить особенно важным
фактором для того, чтобы предсказать появление первого, в отличие от последующих, эпизода
большого депрессивного расстройства в юношеском возрасте (Monroe, Rohde, Seeley & Lewinsohn,
1999). Состояние печали и депрессия являются обычными реакциями человека в ответ на утрату. Все
дети в возрасте 5-12 лет, потерявшие одного из родителей, переживают печаль и горе, и примерно у
40% этих детей развивается тяжелая депрессия (Weller, Weller, Fristad & Bowes, 1991). У 30%
подростков, переживших смерть друга или сверстника в результате суицида, развивается депрессивное
расстройство через шесть месяцев после этого события (Brent et al., 1992). Однако депрессивное
расстройство не является неизбежным следствием, вызванным потерей близких людей, у более чем 60%
детей, переживших потерю родителя или друга, не происходит развития тяжелой депрессии.
Регуляция эмоций
Регуляция эмоций относится к процессу, посредством которого возникающие эмоциональные
проявления сдерживаются, контролируются или модифицируются, что способствует адаптивному
|