функционированию (Cicchetti et al., 1991) и установлению баланса между позитивными, негативными и
нейтральными эмоциональными состояниями (Kopp, 1992). Дети и подростки демонстрируют
существенные различия в том, как они регулируют свои эмоции и управляют своими негативными
переживаниями (Keenen, 2000). Например, если рядом нет любимого товарища по играм, один ребенок
может начать плакать, и его ничем невозможно утешить, другой может поплакать немного, а потом
найти кого-нибудь, чтобы поиграть с ним, а третий ребенок будет рассчитывать на помощь взрослых.
Детские стратегии саморегуляции играют решающую роль в преодолении и предупреждении
аффективных переживаний (Garber, Braafladt & Zeman, 1991). У детей, переживающих несчастья и
длительные периоды эмоционального дистресса, могут возникнуть трудности, связанные с регуляцией
негативных эмоций, и появиться предпосылки к развитию депрессии (Kovacs, 1997; Zahn-Waxier,
Klimes-Dougan & Slattery, 2000).
Необходимо владеть разнообразными навыками для того, чтобы управлять своими эмоциями.
Это подразумевает осознание изменений в эмоциональном состоянии, правильную интерпретацию
условий, приводящих к переменам в настроении, установление целей и задач для изменения настроения
и выработку эффективных ответных реакций для того, чтобы справиться с отрицательными эмоциями
(Kazdin & Marciano, 1998). У депрессивных детей и подростков может наблюдаться дефицит одного или
нескольких навыков регулирования, в результате чего у них возникают трудности, связанные с
преодолением негативного настроения (Sheeber, Alien, Davis & Sorensen, 2000). Они могут использовать
избежание или негативное поведение как способы для урегулирования своего стресса вместо того,
чтобы применить адаптивные стратегии, сфокусированные на данной проблеме и помогающие
справляться с ней (Garber et al., 1991). Регуляция эмоций связана с нейробиологическими
регуляторными процессами, приобретенными навыками поведения и когнитивными стратегиями, а
также внешними ресурсами, помогающими справляться с негативными эмоциональными состояниями.
Поэтому депрессия может быть следствием трудностей, возникающих в одной или нескольких из
указанных областей (R. A. Thompson, 1994b).
Итоги раздела
- Депрессия, вероятно, представляет собой итог взаимодействия факторов, которые
предрасполагают к развитию расстройства.
- Результаты семейных и близнецовых исследований указывают на то, что в возникновении
депрессии важную роль играют передающиеся по наследству предрасположенность и тревожность, а
также воздействие стрессовых факторов окружающей среды.
- Дети и подростки с депрессией могут быть очень чувствительны к стрессу, что усиливает их
уязвимость по отношению к депрессии. Исследования нейробиологических коррелятов сосредоточены
на гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси (HPA), структуре сна, гормоне роста и серотонине.
- В семьях, где есть дети, страдающие депрессией, отмечается больше озлобленности,
конфликтов, усиленный контроль за детьми, недостаток общения, отношения характеризуются
чрезмерной напряженностью и сложностью, дети ощущают недостаток теплоты и поддержки.
- Среди детей, чьи родители страдают депрессией, отмечается увеличение процента тех, кто
подвержен большому депрессивному расстройству, возникающему до пубертатного возраста. Для детей
и родителей этих семей характерно увеличение процента тех, кто страдает фобиями, паническими
расстройствами и испытывает алкогольную зависимость.
- Депрессия связана с серьезными событиями в жизни, которые приводят к стрессу, такими как
переезд на новое место жительства, смерть близкого человека, несчастный случай или серьезная
болезнь в семье.
- У детей, переживающих длительные периоды эмоционального дистресса и несчастья, могут
возникнуть трудности, связанные с регуляцией негативных эмоциональных состояний и появиться
предрасположенность к развитию депрессии.
Лечение депрессии
Лита: Чувствует себя лучше.
Шестнадцатилетняя Лита сидела, ссутулившись на стуле. Чем-то обеспокоенная и
расстроенная, она рассеянно и невнимательно отвечала на вопросы. Ее поместили в клинику после
|