Navigation bar
  Print document Start Previous page
 296 of 537 
Next page End  

негативные представления о себе, концентрация внимания на ближайших целях, чрезвычайно высокие
требования, предъявляемые к своим поступкам, и отсутствие самоподкрепления. Их учат распознавать
и игнорировать мысли негативного характера, например: «Это моя вина» или «В чем дело?», и заменять
их позитивными мыслями: «Она действительно мне нравится» или «Я — интересный человек».
Например, девочку, которую отвергла ее подруга, можно было бы ободрить, предлагая ей убеждать
себя: «У нее было плохое настроение», а не думать о том, что «Она ненавидит меня». Подростка можно
ознакомить с конкретными ситуациями и примерами иррационального мышления и научить замещать
их альтернативными, логическими объяснениями, которые более позитивны по своему содержанию.
Например:
Ситуация: Две девочки, Диана и Коллин, попросили своих подруг встретиться с ними после
школы. И Диана, и Коллин услышали в ответ от своих подруг, что те не смогут прийти потому, что
слишком заняты дома.
Иррациональное мышление: Диана чувствует себя отвергнутой и думает: «Моя подруга не
захотела встречаться со мной, потому что я ей не нравлюсь, и она никогда больше не захочет иметь со
мной дело».
Рациональное мышление: Наоборот, Коллин считает: «Ну, моя подруга занята сегодня, но мы
сможем встретиться в другой раз. Она — все же моя лучшая подруга».
Бихевиоральная терапия утверждает, что депрессия есть следствие недостатка подкрепления, и
депрессивное состояние поддерживается этим недостаточным подкреплением, обусловленным
ограниченным диапазоном потенциальных подкрепителей, малым количеством доступных
подкрепителей или неадекватными навыками, используемыми для получения вознаграждения
(Lewinsohn, 1974). Бихевиоральная терапия сфокусирована на том, чтобы вызвать у подростков интерес
к деятельности, приносящей удовольствие, и событиям в жизни, доставляющим радость. А также
выработать у подростка навыки, необходимые для получения еще большего подкрепления.
Вмешательства, включающие тренинг навыков общения, обучают детей быть уверенными в себе,
искусству общения, способам приема и передачи обратной связи в общении, учат тому, как решать
проблемы, связанные с общением, а также навыкам разрешения конфликтов для того, чтобы расширить
позитивные взаимоотношения с другими людьми (е. g., Fine et al., 1991). На практике методы
когнитивной и бихевиоральной терапии объединяются в один унифицированный лечебный подход, в
котором адаптационное изменение когнитивных стилей обеспечивает адаптационное поведение, и
наоборот (Stark, Sander, Yancy, Bronick & Hoke, 2000). Ниже приведены примеры таких
интегрированных подходов в лечении детей и подростков.
Интегрированные терапевтические подходы для тренинга по усилению первичного и
вторичного контроля у детей.
Джон Вэйз (John Weisz) и его коллеги из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе
разработали лечебную программу, состоящую из 8 сеансов, для младших школьников, у которых
депрессивные симптомы выражены в слабой и умеренной форме. Программа состоит из двух основных
частей:
-
Первичное усиление. Ребенок усиливает получаемые вознаграждения и ослабляет наказания,
изменяя внешне свое поведение, чтобы соответствовать предъявляемым к нему требованиям (например
выбирает определенный вид деятельности и способы достижения цели).
-
Вторичный контроль. Ребенок усиливает получаемые вознаграждения и ослабляет наказания,
изменяя самого себя внутренне, чтобы ослаблять столкновения с внешними факторами (например:
избирает альтернативный стиль мышления, отказываясь от негативного, или обучается релаксации), и
тем самым оказывает влияние на субъективное воздействие этих факторов.
Эта программа помогает детям изменить себя, чтобы ослабить негативное воздействие тех
факторов, которые не поддаются изменениям (Weisz, Thuber, Sweeney, Proffitt & Le Gagnoux, 1997).
Оказание воздействия (Taking Action). Кэвин Старк (Kevin Stark), Филип Кендалл (Philip
Kendall) и их коллеги разработали для детей, страдающих депрессией, и членов их семей всесторонний
подход на основе методов когнитивно-бихевиоральной терапии (Stark & Kendall, 1996). Программа под
названием «Оказание Воздействия» применяет целостный подход, который вовлекает в процесс лечения
и ребенка, и членов его семьи. Акроним [Акроним — слово, буквы которого помещены в начале каждой
строки, и образуют так называемый акростих. — Примеч. ред.] «воздействие» (action) используется для
того, чтобы укрепить в сознании ребенка мысль о том, что он может воздействовать на свое настроение
и познакомить его со следующими принципами (Stark & Kendall, 1996, стр. 14):
А = Always find something to do to feel better.
Hosted by uCoz