проблемными ситуациями. Курс лечения состоит из 16 двух часовых сеансов на протяжении 8 недель
для групп количеством до 10 человек. Во время занятий подростки используют сборник упражнений, в
который включены разработанные для каждого сеанса краткие объяснения, небольшие опросы, задания,
выполняемые в процессе обучения в группе и дома. Терапевтические сеансы состоят из групповых
занятий и ролевых игр. Кроме того, проводится дополнительная терапия с родителями подростков для
ускорения процесса обучения новым навыкам и оказания им помощи в этом процессе, а также для того,
чтобы помочь подросткам научиться применять те навыки, которыми они овладели на занятиях в
группе, в повседневной жизни. Регулярно проводимые «усиленные сеансы» способствуют закреплению
навыков, приобретенных за время лечения (Lewinsohn, Clarke & Rohde, 1994; Lewinsohn, Clarke, Rohde,
Hops & Seeley, 1996).
Сначала подростки узнают, что депрессия может быть следствием многих причин, включая
наследственную предрасположенность, стресс и преобладание у человека негативного мышления. Затем
с подростками проводят тренинги релаксации в качестве меры безотлагательной помощи и для более
успешного ведения занятий. Дальнейшие сеансы включают в себя следующие составные элементы
(Lewinsohn, Clarke et al, 1996):
- Обучение навыкам, способствующим изменению собственной личности, например обучение
навыкам самонаблюдения за своим настроением и поведением и способам, помогающим устанавливать
более реалистичные цели.
- Большое количество времени отводится на занятия теми видами деятельности, которые
доставляют удовольствие и расширяют возможности для получения подкрепления.
- Усиление позитивного мышления посредством распознавания, отрицания и замены негативных
когнитивных стилей.
- Тренинг навыков общения и развитие коммуникативных способностей является неотъемлемой
частью программы.
- Обучение конкретным навыкам, таким как разговорные навыки, способам планирования
социальной активности и умению находить друзей.
- На завершающих сеансах уделяется внимание объединению приобретенных навыков в единое
целое и составлению планов на будущее.
Медикаментозное лечение
«Я услышал о новом эффективном препарате «прозак» в новостях, рассказывает один папа,
и когда мы наконец привели свою 9-летнюю дочь к психиатру, я подумал, что он просто даст ей эти
таблетки, и наша жизнь сразу изменится. Год спустя у дочери наметились небольшие улучшения. Но
для этого потребовалось перепробовать много разных лекарств» (K. Levine, 1995, стр. 45).
Для лечения депрессии у детей и подростков могут применяться различные антидепрессанты,
которые используются в лечении депрессии у взрослых, в частности трициклические имипрамин и
амитриптилин (Kutcher, 1997). Некоторым детям и подросткам лечение антидепрессантами помогло
сократить продолжительность депрессивного эпизода и способствовало восстановлению у них
нормального развития в детском и юношеском возрасте (Ambrosini, Bianci, Rabinovich & Elia, 1993).
Несмотря на то что антидепрессанты очень эффективны в лечении депрессии у взрослых, контрольные
изучения, проведенные среди детей, страдающих депрессией, показали гораздо менее убедительные
результаты. На самом деле антидепрессанты не намного эффективнее плацебо в лечении депрессии в
детском и юношеском возрасте. Кроме того, они могут обладать серьезными побочными эффектами,
негативно воздействуя на сердечно-сосудистую систему (В. Geller et al., 1999).
Для лечения депрессии у детей и подростков все чаще стали рекомендоваться новейшие SSRI-
препараты, такие как флуоксетин (прозак), сертралин (золофт), и пароксетин (паксил) (Emslie, Walkup,
Pliszka & Ernst, 1999; С. W. Hughes et al., 1999). Прозак сейчас выпускается с ароматом перечной мяты,
и в течение 1996 года было выписано почти семьсот пятьдесят тысяч рецептов на SSRI-препараты,
причем за последние два года использование этих препаратов в лечении депрессии возросло на 80%
(АРА Monitor, December, 1997).
Проведенные исследования подтверждают, что SSRI-препараты обладают преимуществом в
лечении депрессии, поскольку они оказывают меньше побочных воздействий, также эффективны, как и
антидепрессанты, но по сравнению с ними более удобны в применении (Bostic, Wilens, Spencer &
Biederman, 1999). Непроверенные клинические данные свидетельствуют о том, что в 70-90% случаев
имеет место положительный отклик на лечение подростков, страдающих большим депрессивным
|