расстройством, препаратом флуоксетин (Birmaher et al., 1996а). Однако, как и в случае
антидепрессантов, контрольные исследования сообщают о том, что и для данного препарата не
наблюдается никакого преимущества в эффективности лечения по сравнению с плацебо. Исключение
составило исследование, проводимое двойным слепым методом (double-blind), среди приблизительно
100 детей и подростков с большим депрессивным расстройством в возрасте от 7 до 17 лет, которое
выявило значительные улучшения состояния пациентов, принимавших флуоксетин (56%), по
сравнению с теми, кто принимал плацебо (33%) (Emslie et al., 1997). Несмотря на многочисленные
положительные отклики на проводимое лечение, у многих детей и подростков наблюдаются лишь
частичные улучшения состояния. Это указывает на то, что, возможно, нужно варьировать дозы
лекарственных препаратов и продолжительность курса лечения, а также применять комбинированные
терапевтические вмешательства (Birmaher et al., 1996a). Кроме того, этот лекарственный препарат, по-
видимому, эффективен только примерно для 50% детей и подростков.
Профилактика
Известно, что для депрессии характерны многократные рецидивы, поэтому усилия,
направленные на предотвращение развития депрессивного расстройства в детском и юношеском
возрасте, могут снизить риск возникновения данного заболевания на протяжении жизни и
препятствовать истощению жизненных ресурсов организма (Gillham, Shatte & Freres, 2000; Schraedley et
al., 1999). Групповая когнитивно-бихевиоральная терапия в сочетании с обучением релаксации и
применение методов групповой терапии, направленных на разрешение проблемных ситуаций,
помогают предотвратить рецидивы депрессии у подростков, проявляющих депрессивные симптомы в
течение 2 лет после проведенного курса лечения (Lewinsohn, Clarke & Rohde, 1994). Были проведены
исследования среди школьников 7-12 лет, имевших предклинические симптомы депрессии. Эти
исследования также выявили эффективность когнитивно-бихевиоральной терапии в ослаблении
проявлений депрессивной симптоматики и в снижении риска развития депрессивного расстройства в
течение 2 лет после проведенного лечения (Clarke et al., 1995; Gillman & Reivich, 1999).
Психотерапия, поводившаяся с младшими дошкольниками и их депрессивными матерями,
носила успешный характер в предотвращении отклонений в когнитивном развитии, которые
наблюдались у тех детей, чьи матери страдали депрессией и не получали психотерапевтической
помощи (Cicchetti, Rogosch & Toth, 2000). Наконец, при проведении других терапевтических
вмешательств, предназначенных семьям, где страдали депрессией родители, удалось добиться того, что
члены семьи стали больше общаться друг с другом, в семье улучшилась адаптация, и дети стали лучше
понимать характер заболевания своих родителей после проведенного вмешательства (Beardslee, Versage
et al., 1997); Beardslee, Wright, Salt & Drezner, 1997). Однако приоритет сегодня должен отдаваться
развитию и непрерывному усовершенствованию профилактических мероприятий для тех детей и
подростков, кто подвержен риску депрессивных расстройств.
Итоги раздела
- Когнитивно-бихевиоральная терапия оказалась наиболее успешной в лечении депрессии в
детском и юношеском возрасте.
- Антидепрессанты очень эффективны в лечении депрессии у взрослых, но контрольные
исследования, проведенные среди детей, не подтвердили эффективности их применения. Для
медикаментозного лечения депрессии в первую очередь могут быть рекомендованы SSRI-препараты,
поскольку они обладают меньшими побочными воздействиями, так же эффективны, как и
антидепрессанты, но более удобны в применении по сравнению с ними.
- Приоритет должен отдаваться программам, направленным на профилактику депрессии у детей
и подростков.
Биполярное расстройство (ВР)
В некотором смысле, депрессия это взгляд на окружающее через темное стекло, а мания
превращает мир в сверкающие осколки калейдоскопа.
(Jamison, 1997, стр. 48)
|