распространены в природе и присутствуют даже в питьевой воде, но обычно в слишком малых
количествах, чтобы оказывать какое-либо серьезное воздействие на человеческий организм. Обзор
эпизодических сообщений о применении лития в лечении биполярного расстройства детей и
подростков указывает на то, что такое лечение дает схожие, но менее эффективные результаты по
сравнению с теми, которые были получены при лечении взрослых (G. A. Carlson, 1994).
Применение терапевтических доз лития может вызывать весьма опасные побочные эффекты,
включая интоксикацию, нарушения работы почек и щитовидной железы и значительное увеличение
массы тела. При использовании этого препарата для лечения детей и подростков должны соблюдаться
те же меры предосторожности и тот же строгий врачебный контроль, как и при лечении взрослых.
Однако, учитывая потенциально опасные побочные эффекты, литий нельзя назначать детям из
неблагополучных семей или тем детям, которые не имеют возможности проходить многократные
врачебные осмотры, контролирующие содержание лития в организме и проверяющие
функционирование почек и щитовидной железы (G. A. Carlson, 1994; В. Geller & Luby, 1997).
Медикаментозное лечение зачастую снимает проявление симптомов биполярного расстройства,
но не помогает в устранении ассоциированных функциональных нарушений, которые обычно
включают существующие прежде или сопутствующие расстройства, связанные со злоупотреблением
психоактивными веществами, расстройства психологического развития и поведенческие проблемы, а
также трудности в семейных взаимоотношениях и в общении со сверстниками. При лечении
биполярного расстройства необходимо учитывать ассоциированные характеристики. Психосоциальные
вмешательства призваны обеспечить необходимой информацией ребенка и членов семьи, которым
рассказывается о специфике данного заболевания, его симптомах и течении, возможном влиянии на
семейную жизнь и наследственность. Нарушение правил приема лекарственных препаратов является
главным фактором, содействующим возникновению рецидивов. Поэтому необходимо информировать
членов семьи ребенка о возможных негативных последствиях несоблюдения врачебных предписаний
приема лекарственных препаратов и научить распознавать симптомы возникновения рецидивов (G. A.
Carbon, 1994; В. Geller & Luby, 1997). К сожалению, было проведено слишком мало исследований,
посвященных изучению влияния психосоциальных вмешательств на детей и подростков с биполярным
расстройством, и на сегодняшний день не разработаны психотерапевтические методы лечения
маниакально-депрессивного психоза.
Итоги раздела
- У детей и подростков с биполярным расстройством возникают периоды аномально
приподнятого настроения, возбужденности и/или раздражительности.
- У них могут наблюдаться такие симптомы, как завышенная самооценка, снижение потребности
во сне, ускоренная речь, стремительное переключение мыслей с одной на другую, отвлеченность
внимания и безрассудное поведение.
- Биполярное расстройство гораздо менее распространено среди детей и подростков по
сравнению с большим депрессивном расстройством, его распространенность оценивается в 1% и ниже.
- Биполярное расстройство чаще всего возникает в конце пубертатного периода, и ему в равной
степени подвержены как лица мужского, так и женского пола. Наиболее распространенными
сопутствующими заболеваниями являются тревожное и кондуктивное расстройства, синдром
гиперактивности и дефицита внимания, а также расстройства, связанные со злоупотреблением
психоактивными веществами.
- Очень мало исследований было посвящено изучению причин возникновения биполярного
расстройства у детей и подростков. Семейные и генетические исследования, проводимые среди
взрослых, указывают на то, что биполярное расстройство возникает в результате взаимодействия
факторов генетической предрасположенности и факторов внешней среды, к которым относятся стрессы
и неблагоприятная семейная обстановка.
- Лечение биполярного расстройства у детей и подростков требует комплексного подхода,
включающего в себя ознакомление пациентов и членов их семей со спецификой данного заболевания,
медикаментозную терапию и психотерапевтические вмешательства, направленные на ослабление и
устранение симптомов заболевания и связанных с ним проблем социального взаимодействия.
Ключевые термины
|