обстоятельствам свидетельствует о ее жизнестойкости и способности быть хозяйкой своей судьбы.
(Источник: Layton, 1994.)
---
Ответ на этот сложный вопрос проясняется благодаря исследованиям факторов риска и факторов
жизнеспособности,
влияющих на пути развития детей. Фактор риска это переменная, которая
предшествует негативному результату и повышает вероятность достижения именно этого результата.
Напротив, фактор жизнеспособности это переменная, которая повышает способность человека
избегать негативных результатов несмотря на объективную подверженность риску возникновения
психопатологии. Как можно предполагать, детям, подобным Раулю и Джесси, которые сталкиваются с
множеством известных факторов риска, таких как насилие в обществе и развод родителей, грозит
патологическое развитие. Критические, стрессовые ситуации, а также многочисленные несчастья ставят
под вопрос успешное развитие детей. Постоянная бедность, серьезные недостатки ухода за детьми,
родительская психопатология, смерть родителя, социальные беды, бездомность, распад семьи и
перинатальный стресс вот известные факторы риска, которые делают детей более уязвимыми перед
угрозой возникновения психопатологии, особенно при отсутствии компенсирующих достоинств и
возможностей (Brooks-Gunn & Duncan, 1997; Steinhauer, 1998).
Однако у некоторых уязвленных судьбой детей, подобных Раулю, в дальнейшем не возникает
проблем. Напротив, они кажутся способными противостоять наполненной стрессом среде, умудряясь
добиваться позитивных результатов, несмотря на значительную опасность возникновения
психопатологии (Luthar, Cicchetti & Backer, 2000). Жизнеспособные дети справляются с опасной средой
благодаря твердой уверенности в своих силах, навыкам преодоления трудностей и умению избегать
опасных ситуаций, они способны противостоять подстерегающим их бедам или оправляться от них
(Zimmerman & Arunkumar, 1994). Такие дети также чаще демонстрируют устойчивую компетентность,
когда попадают в стрессовые условия, или возвращаются к прежнему здоровому уровню
компетентности после травматического или стрессового опыта (Werner в периодике). Однако
жизнеспособность не является универсальным, безоговорочным или фиксированным качеством
ребенка; она изменяется в зависимости от вида стресса, его контекста и иных факторов. Отдельные дети
могут быть жизнеспособны по отношению к одним специфическим стрессорам, но вполне неустойчивы
по отношению к другим, кроме того, жизнеспособность может меняться со временем и в разных
условиях (Luthar et al., 2000).
Понятие жизнеспособности не предполагает существования какого-то прямого причинного пути,
ведущего к конкретному результату; напротив, оно связано с непрерывными интеракциями между
защитными и ослабляющими факторами, связанными с самим ребенком, возникающими между
ребенком и его окружением и, наконец, между конкретными факторами риска. Защитные факторы
это личностные или ситуативные переменные, которые уменьшают опасность развития у ребенка
расстройства, тогда как ослабляющие факторы делают обратное они увеличивают вероятность
того, что у ребенка возникнут трудности. Защитные и ослабляющие факторы следует рассматривать как
процессы, а не как абсолютные величины, поскольку одно и то же событие или условие может
выступать в качестве и защитного, и ослабляющего фактора, в зависимости от общего контекста, в
котором оно возникает (Rutter, 2000b). Например, помещение маленьких детей в новые семьи может
способствовать их защите, если с ними жестоко обращались, но в некоторых случаях внедомашние
условия могут повысить уязвимость ребенка, если они создают дополнительный стресс, вызванный
расставанием с объектом их первичной привязанности. На протяжении всех глав мы даем аналогичные
примеры связи уязвимости и жизнеспособности детей с конкретными обстоятельствами и
расстройствами.
Рис. 1.2 иллюстрирует некоторые из наиболее известных характеристик жизнеспособных детей и
подростков. Вместе эти характеристики составляют защитную триаду оздоравливающих возможностей
и событий, включающую в себя возможности индивида, семьи, а также школы и ближайшего
социального окружения (Garmezy, 1991). Однако защитные факторы сильно варьируются по своей
интенсивности и охвату, и наличие всех трех источников необязательно для достижения хорошего
результата. В некоторых случаях эффективное изменение характера и направления развития детей
может быть вызвано лишь присутствием готового помочь взрослого, например дедушки, бабушки или
учителя. В других случаях могут быть необходимы дополнительные или иные защитные факторы, такие
как улучшенная среда обучения, социальная безопасность или более теплые отношения в семье (Masten
et al., 1999).
|