Navigation bar
  Print document Start Previous page
 316 of 537 
Next page End  

коммуникации из-за ограниченных речевых навыков. Хотя Мэттью в конце концов научился
эффективной вербальной коммуникации, Ванесса в течение нескольких лет была вынуждена прибегать
к объяснениям с помощью жестов и прочим невербальным знакам для выражения своих потребностей.
У обоих детей возникали проблемы с установлением дружеских отношений с другими детьми
вследствие их ограниченной способности понимания того, что выражают другие дети, особенно во
время игр и социальной деятельности, для которых требуются выносливость и соблюдение формальных
правил.
Так как умственная отсталость воздействует на многие когнитивные способности, например:
речевые и решения проблем, у большинства детей возникают трудности с некоторыми аспектами
научения. Степень трудностей зависит от степени когнитивного нарушения, что является основной
причиной подчеркивания этого аспекта современными определениями умственной отсталости.
Таблица 9.2 суммирует диагностические критерии DSM-IV-TR для умственной отсталости. Эти
критерии состоят из трех стержневых черт, описывающих это расстройство у детей и взрослых. Во-
первых, для таких людей характерно «интеллектуальное функционирование значительно ниже нормы»,
что определяется посредством формального тестирования на интеллект или клинической оценки (в
случае, если испытуемый — младенец или субъект, не подлежащий тестированию). Соответственно
первому критерию, коэффициент интеллекта у такого человека должен быть менее или равен 70, то есть
должен быть меньше двух стандартных отклонений от среднего показателя IQ, равного 100. Под этот
критерий подпадает примерно 2-3% населения.
Таблица 9.2. Основные диагностические критерии умственной отсталости по DSM-IV-TR.
А. Интеллектуальное функционирование значительно ниже нормы: менее или равно 70 по
индивидуально назначенным тестам на IQ (для младенцев используется клиническая оценка
интеллектуального функционирования значительно ниже нормы).
В. Параллельные нарушения адаптивного функционирования или его дефицит (т. е.
эффективность соответствия человека стандартам для его возраста и его культурной группы), по
крайней мере, в двух из следующих сфер: коммуникация, самообслуживание, семейная жизнь,
социальные/межличностные навыки, использование ресурсов общества, управление собой,
функциональное умение учиться, работа, досуг, здоровье и безопасность.
С. Расстройство возникает до 18 лет.
(Источник: DSM-IV-TR copyright 2000 by АРА.)
Вторым критерием диагностики умственной отсталости являются «параллельные нарушения
адаптивного функционирования или его дефицит», что относится к способности осуществлять
повседневную деятельность. По существу, показатель IQ, равный или меньший 70, не является
достаточным для установления диагноза умственной отсталости; у человека должны еще наблюдаться
значительные нарушения, по крайней мере, в двух сферах адаптивного поведения, таких как
коммуникация, самообслуживание, социальные/межличностные навыки или функциональное умение
учиться или работать. Эта сторона определения важна, поскольку она исключает тех людей, которые
способны нормально функционировать в своем окружении, хотя но различным причинам имеют низкие
показатели по тестам IQ. Важно заметить: то, что ребенок или подросток проявляет или не проявляет
эти разнообразные адаптивные навыки, зависит не только от его способностей, но также от опыта и
возможностей (I. M. Evans, 1991). Пользование общественным транспортом, прогулки в магазин,
расположенный по соседству и даже совершение простых покупок может зависеть от места проживания
человека (город или деревня например), безопасности его района и так далее. Клиницисты и педагоги
должны задавать обдуманные вопросы относительно возможностей человека выполнить определенную
задачу в случае, если у него нет никакого опыта использования отдельного навыка, указанного в тесте.
Последним критерием умственной отсталости является условие, что две характерные черты,
указанные выше, — интеллектуальные и адаптивные способности ниже среднего уровня — должны
проявиться до восемнадцатилетнего возраста. Установление такого верхнего предела возраста
проявления имеет две причины. Во-первых, признано, что умственная отсталость является нарушением
развития, которое становится очевидным в детстве или в подростковом возрасте. Как правило,
трудности с научением и пониманием возникают во время стремительного развития мозга. Во-вторых,
этот возрастной критерий исключает людей, у которых психические недостатки могут быть вызваны
дегенеративными расстройствами, возникающими в зрелом возрасте, такими как болезнь Альцгеймера,
или же черепно-мозговой травмой.
Hosted by uCoz