Navigation bar
  Print document Start Previous page
 317 of 537 
Next page End  

Определение умственной отсталости все еще остается довольно нечетким, по большей части, из-
за того, что оно основано скорее на статистической концепции — показателях IQ — нежели на
качествах человека, предположительно страдающего умственной отсталостью (С. A. King, 1997). Люди,
имеющие более тяжелые когнитивные нарушения, с большей вероятностью получат правильный
диагноз; однако множество людей с диагнозом «умственная отсталость» имеют легкие нарушения, а
последствия определения у кого-либо умственной отсталости могут быть очень серьезны. Как было
верно замечено Эдом, с большой осторожностью должна быть проведена граница между определением
особых потребностей людей с интеллектуальными расстройствами и прикреплением к ним ярлыка
умственно отсталых на основании довольно относительных критериев (MacDonald & MacIntyre, 1999).
К тому же определение и идентификация умственной отсталости в некоторой степени зависят от
наших социальных институтов. Вхождение в школьную систему становится основной точкой, на
которой сравниваются способности детей и наиболее вероятно выявление недостатков. Если ребенок
помещен в неподходящую для него среду обучения, его развитие может быть нарушено. В течение
школьных лет люди с умственной отсталостью зачастую снова смешиваются с основной частью
населения, и их «диагноз» уже не имеет большого значения для обучения любого рода (Hodapp &
Dykens, 1996).
Степени нарушения
Степень ограничения дееспособности у детей с умственной отсталостью широко варьируется. У
некоторых с младенчества наблюдаются когнитивные нарушения, такие как ограниченное
использование речи, плохое управление собой. Умственная отсталость других может проходить
относительно незамеченной вплоть до завершения начальной школы. Учитывая широту колебаний
когнитивного функционирования и его нарушений, системы классификации умственной отсталости
всегда пытались тем или иным образом описать различные степени интеллектуального нарушения.
DSM-IV-TR по традиции разделяет степени отсталости на легкую, умеренную, тяжелую и глубокую,
основываясь в первую очередь на показателях IQ. AAMR, напротив, выстроило свое описание степеней
умственной отсталости, выбрав в качестве базы для классификации скорее уровни требуемой для
человека помощи или поддержки, нежели его IQ.
Согласно определению DSM-IV-TR (АРА, 2000), люди, страдающие легкой умственной
отсталостью (уровень IQ от 50-55 до 70), составляют наиболее обширную группу, оцениваемую
примерно в 85% от общего количества людей с этим расстройством (АРА, 2000). У детей с легкой
умственной отсталостью обычно наблюдаются небольшие задержки в развитии в дошкольном возрасте,
но, как правило, их расстройство остается незамеченным до начальной школы, когда начинают
возникать проблемы с успеваемостью или поведением. Эту категорию в основном составляют члены
меньшинств.
В большинстве своем дети с легкой умственной отсталостью, как правило, формируют
социальные и коммуникативные навыки в дошкольном возрасте (до 5 лет), возможно, с небольшой
задержкой развития экспрессивной речи. Обычно сенсомоторные нарушения у них отсутствуют или
являются минимальными. Такие дети охотно общаются со сверстниками. Однако некоторые, подобно
Мэттью, могут находить, что школа и отношения с одноклассниками требуют напряжения. К концу
подросткового возраста эти дети могут овладеть знаниями, приблизительно соответствующими
программе шестого класса. В зрелом возрасте они обычно приобретают социальные и
профессиональные навыки, достаточные для минимальной самостоятельности, но им может
требоваться руководство, поддержка и помощь, особенно в условиях социального или экономического
стресса. С соответствующей помощью люди, страдающие легкой умственной отсталостью, обычно
могут успешно жить в обществе, независимо или же находясь под руководством.
Люди с умеренной умственной отсталостью (уровень IQ от 35-40 до 50-55) составляют около
10% страдающих умственной отсталостью. Они имеют большие интеллектуальные и адаптивные
нарушения, чем люди с легкой умственной отсталостью, и обычно их расстройство обнаруживается в
дошкольном возрасте в результате задержек в прохождении первых этапов развития. Ко времени
зачисления в школу они могут общаться посредством одиночных слов и жестов, их умение обслуживать
себя и моторные навыки, в среднем, соответствуют таковым у нормальных детей 2-3 лет. Многие люди,
страдающие синдромом Дауна, функционируют на умеренном уровне умственной отсталости. Одни из
них в повседневной жизни могут нуждаться лить в некоторой поддержке, другим же может требоваться
помощь в течение всей жизни.
Hosted by uCoz