Как Ванесса, большинство людей, находящихся на этом уровне умственной отсталости, в
течение первых лет своего развития приобретают лишь ограниченные коммуникативные навыки, но к
двенадцати годам могут использовать уже сложившиеся коммуникативные навыки. Они получают
пользу от практической подготовки и, находясь под умеренным руководством, могут сами заботиться о
себе. Они могут также извлекать некоторую пользу от обучения социальным и профессиональным
навыкам, по редко продвигаются в теоретических знаниях дальше уровня второго класса. У подростков
с умеренной умственной отсталостью зачастую возникают трудности с распознаванием социальных
правил, связанных, например, с одеждой и юмором, что сказывается на взаимоотношениях со
сверстниками. К зрелому возрасту большинство людей с умеренной умственной отсталостью
адаптируются настолько, что способны жить в обществе и выполнять неквалифицированную или
полуквалифицированную работу в условиях мастерских-приютов (специализированных
производственных структур, обучающих людей с умственной отсталостью и обеспечивающих
руководство ими) или на обычных рабочих местах.
Люди, имеющие тяжелую умственную отсталость (уровень IQ от 20-25 до 35-40), составляют
приблизительно 3-4% от общего числа страдающих умственной отсталостью. Большинство подобных
людей имеют, по крайней мере, одну органическую причину отсталости, например генетические
дефекты, и получают диагноз в очень раннем возрасте вследствие значительной задержки развития и
явных физических особенностей или аномалий. Этапы развития, такие как приобретение умения стоять,
ходить и приучение к горшку проходятся ими значительно позже, чем того требует нормальное
развитие. Элементарные навыки ухода за собой обычно приобретаются лишь в возрасте девяти лет
(Редакционная коллегия, 1996). Кроме интеллектуальных нарушений у таких людей могут быть
проблемы с физической подвижностью или иные проблемы, связанные со здоровьем: респираторные,
сердечные или физические осложнения.
Большинству людей, функционирующих на тяжелом уровне умственной отсталости, требуется
некоторая специальная помощь в течение всей жизни. В раннем детстве коммуникативная речь у них
незначительна или вовсе отсутствует; к 12 годам они могут использовать предложения из двух-трех
слов. В возрасте от 13 до 15 лет их академические и адаптивные способности достигают уровня таковых
у 4-6-летних нормальных детей. До некоторой степени им может быть полезно обучение предметам
начальной школы, таким как алфавит и простой счет. Они также могут научиться распознавать
некоторые надписи, связанные с выживанием, например: горячо, опасность, стоп. В зрелом возрасте
они могут быть способны выполнять простые задания в условиях тщательного руководства.
Большинство таких людей достаточно хорошо адаптируются к жизни в обществе, в общинах или
в своих семьях, если у них не обнаруживаются дополнительные нарушения, требующие
специализированной медицинской или иной помощи (С. A. King, 1997).
Люди с глубокой умственной отсталостью (уровень IQ ниже 20-25) составляют приблизительно
1-2% страдающих умственной отсталостью. Они обычно получают диагноз в младенчестве вследствие
значительной задержки развития и биологических аномалий, таких как асимметричные черты лица
(Редакционная коллегия, 1996). В раннем детстве у них наблюдаются значительные нарушения
сенсомоторного функционирования; к четырем годам, например, их ответная реакция похожа на
ответную реакцию годовалого ребенка. Они способны освоить лишь рудиментарные коммуникативные
навыки, и для обучения их еде, уходу за собой, пользованию туалетом и одеванию требуется
интенсивная тренировка.
Людям с глубокой умственной отсталостью требуются пожизненные помощь и поддержка.
Практически у каждого из них имеются органические причины отсталости, и у многих обнаруживаются
сопутствующие заболевания, такие как эпилепсия или врожденный порок сердца, что иногда приводит
к смерти в детстве или юношестве. Большинство подобных людей живет в общинах под наблюдением,
или же в небольших специализированных учреждениях. Оптимальное для них развитие может
проходить в обстановке с высокой степенью структуризации, с постоянной помощью и под
наблюдением, а также при индивидуально сложившихся отношениях с опекуном. Моторное развитие,
навыки ухода за собой и коммуникативные навыки могут улучшиться при обеспечении
соответствующего обучения. Например, более половины людей с глубокой умственной отсталостью
могут выполнять простые задачи, например мыть руки и переодеваться, в том случае, если над ними
осуществляется пристальный контроль (Редакционная коллегия, 1996).
Уровни требуемой поддержки
|