Категории DSM-IV-TR подвергались критике как потенциально клеймящие и ограничивающие
человека, поскольку они делают акцент на степени нарушения умственного развития. Эта критика и
послужила толчком для AAMR переместить фокус внимания на уровни требуемых помощи и
поддержки (Luckasson et al., 1992). Вместо традиционного разделения по степеням нарушения
умственного развития, основанного на IQ, AAMR классифицирует людей с умственной отсталостью,
учитывая уровень их потребности в помощи: периодическая, ограниченная, обширная, глубокая
(Luckasson et al., 1992). В табл. 9.3 приведены эти категории AAMR.
Хотя существует некоторое
сходство между этими уровнями требуемой поддержки и уровнями нарушений по DSM-IV, основное
различие заключается в том, что AAMR делает акцент на взаимоотношениях между человеком и
окружающей средой в определении его уровня функционирования. Описываемая таким образом
умственная отсталость определяется не столько дееспособностью человека самого по себе (как по DSM-
IV), сколько уровнем помощи, требующейся для адаптивного функционирования человека в обществе
(Hodapp & Dykens, 1996).
Таблица 9.3. Американская Ассоциация по борьбе с умственной отсталостью (AAMR):
Определения уровней требуемой поддержки
Периодическая:
Помощь «по мере надобности», например при потере человеком работы или при пребывании его
в кризисном состоянии.
Ограниченная:
Более последовательная поддержка, например ограниченный во времени профессиональный
тренинг или помощь во время перехода от учебы к профессиональной деятельности.
Обширная:
Поддержка, характеризующаяся регулярным (ежедневным) вмешательством, по крайней мере, в
какую-то область деятельности человека, например в рабочую или семейную. Во времени не
ограничена.
Глубокая:
Постоянная и высокоинтенсивная помощь, обеспечиваемая с нескольких сторон и, возможно,
продолжающаяся пожизненно.
(Источник: Luckasson et al., 1992.)
Подход AAMR выявляет области поддержки, требующейся для ребенка, которые могут быть
переведены в специфические цели обучения. Вместо диагноза «умеренная умственная отсталость»
Ванесса могла получить следующий диагноз по AAMR: «Ванесса является ребенком с умственной
отсталостью, которому требуется ограниченная помощь в семейной жизни, приобретении
академических навыков и формировании навыков самообслуживания». Диагноз Мэттью мог бы звучать
так: «Мэттью это ребенок с умственной отсталостью, которому требуется помощь по мере
надобности, особенно во время стресса или в ситуациях, предъявляющих высокие требования,
например: при переходе в другую школу, при установлении новых дружеских отношений и при
столкновении с новыми учебными задачами». Как и степени нарушения по DSM-IV-TR, уровни
требуемой поддержки по AAMR имеют ценность для описания людей с умственной отсталостью, хотя
эта система так же сталкивается с проблемой преодоления неблагоприятного воздействия навешивания
на человека определенного ярлыка.
Распространенность
По имеющимся фактам и оценкам, общее число детей и взрослых с умственной отсталостью,
вероятнее всего, составляет от 1 до 3% общего населения (Szymanski & King, 1999). Вспомните, что
число людей, которым ставится диагноз «умственная отсталость», зависит от параметров нижней
границы нормы IQ и адаптивного поведения. Даже при установленном критерии IQ, равном 70 и
меньше, число людей, страдающих умственной отсталостью, остается спорным, поскольку каждый
человек демонстрирует свои когнитивные способности особыми способами, которые могут быть более
или менее адаптивны в его собственном окружении.
На настоящий момент считается, что умственной отсталостью страдают больше мужчины, чем
женщины (С. A. King, 1997; С. С. Murphy, Yeargin-Allsopp, Decoufle & Drews, 1995). Однако, подобно
различиям между расовыми группами, половые различия могут быть обусловлены определениями
|