заболевания и направления на обследование. Мальчики чаще, чем девочки, направляются на
психометрическое тестирование (обычно в связи с поведенческими проблемами) и несколько чаще, чем
девочки, не проходят тесты адаптивного функционирования (Richardson, Katz & Koller, 1986). Более
того, исследователи, проводившие тесты на IQ в группах, состоящих из детей, не направлявшихся
на
обследование, не обнаружили различий между мальчиками и девочками в рамках легкой умственной
отсталости (Reschly & Jipson, 1976; Richardson et al., 1986). Исследователи предполагают, что если
мужчины действительно чаще страдают умственной отсталостью, то это может быть следствием
генетических заболеваний, связанных с Х-хромосомой, таких как синдром хрупкой Х-хромосомы
(рассматриваемый в этой главе), который более явно воздействует на мужчин, чем на женщин (Е.
Anderson, 1994).
Установленным фактом является то, что умственная отсталость более распространена среди
детей низкого социально-экономического статуса и среди детей, принадлежащих к национальным
меньшинствам. Это касается в основном детей с легкой умственной отсталостью; более тяжелые
степени умственной отсталости распространены практически равно в различных расовых и
экономических группах. Вне зависимости от наличия признаков органической этиологии, число
диагнозов «легкая умственная отсталость» резко возрастает от практически нулевого у детей с высшим
социально-экономическим статусом до составляющего 2,5% в низшей социально-экономической
категории (Birch, Richardson, Baird, Horobin & Illsley, 1970). Эти цифры указывают, что фактор
социально-экономического статуса предположительно может играть роль и в возникновении
умственной отсталости, и в выявлении людей с умственной отсталостью, и прикреплении к ним
соответствующего ярлыка (С. A. King, 1997).
Преобладание в группе с легкой умственной отсталостью детей, принадлежащих к
национальным меньшинствам, и детей низкого социально-экономического статуса является сложным и
до сих пор неразрешенным вопросом (Artiles & Trent, 1994). По результатам многих исследований,
средний уровень IQ у афро-американского населения ниже, чем таковой у белого населения. Вследствие
этого в группу с легкой умственной отсталостью попадает большее число афро-американских детей
(MacMillan, Gresham & Siperstein, 1993). Какие специфические обстоятельства окружающей среды
могут вызвать подобный дисбаланс показателей IQ? Чтобы ответить на этот вопрос, Брукс-Ганн,
Клебанов и Дункан (Brooks-Gunn, Klebanov and Dunkan, 1996) проверили теорию, состоящую в том, что
подобные различия могут быть объяснены неблагоприятными социальными и экономическими
условиями. Они объясняли первоначальную разницу IQ
y афро-американцев и белых американцев,
составляющую более 17 единиц, независимым влиянием экономических лишений, бытовыми
условиями и материнскими качествами.
Как показано на рис. 9.1, Брукс-Ганн с коллегами (1996) обнаружили, что первоначальная
разница IQ у афро-американцев и белых американцев в пятилетнем возрасте составляла почти 18
единиц, причем при составлении выборки во внимание принимались пол детей, вес при рождении и
продолжительность беременности. Однако эти различия практически полностью стерлись, когда была
учтена разница в экономическом положении и в бытовых условиях. Примечательно, что различия в
образовании матери, ее возрасте и вербальных способностях практически ничего не добавили к
объяснению этнических различий, после того как было принято во внимание влияние бедности.
Рис. 9.1. Объяснение различий IQ между белыми и афро-американскими детьми (адаптировано
из Brooks-Gunn et al, 1996).
Итоги раздела
|