брата? Всегда ли у него будут наблюдаться специфические недостатки в интеллектуальных
способностях, например в речевых, или же со временем он сравняется с другими детьми? Этот случай
иллюстрирует полемику сторонников теории развития и сторонников теории различий (В. Weiss, Weisz
& Bromfield, 1986), которая некоторое время занимала умы многих исследователей в сфере детского
развития и умственной отсталости. Вкратце суть полемики сторонников теории развития и
сторонников теории различий состоит в следующем: все ли дети независимо от интеллектуальных
нарушений проходят одинаковые стадии развития в той же последовательности, но с разной
скоростью? Или же развитие детей с умственной отсталостью протекает другим, менее
последовательным и менее организованным образом?
Позиция сторонников теории развития (относящаяся в основном к людям, не имеющим
органических нарушений) заключается в двух основных гипотезах. Во-первых, гипотеза сходной
последовательности доказывает, что все дети, с умственной отсталостью или без нее, проходят стадии
когнитивного развития в одинаковом (постоянном) порядке; различаются лишь их темп и верхний
предел развития (Hodapp & Zigler, 1995). Во-вторых, гипотеза сходной структуры предполагает, что
дети, страдающие умственной отсталостью, демонстрируют то же поведение и лежащие в его основе
процессы, что и нормально развивающиеся дети, находящиеся на их уровне когнитивного
функционирования (например, как Дэн и его младший брат, которым было, соответственно, 5 лет и 2
года). Это значит, что если умственный возраст детей, страдающих умственной отсталостью, совпадает
с умственным возрастом детей, не имеющих задержки умственного развития, то они будут сходным
образом выполнять когнитивные задачи, такие как решение проблем, чтение и нравственное мышление.
Позиция сторонников теории развития отвергает понятие о специфических недостатках или особых
различиях между детьми с умственной отсталостью, и придает значение тому, насколько медленнее
проходят эти стадии и насколько меньшего верхнего предела достигают такие дети (Hodapp & Zigler,
1995).
Напротив, сторонники теории различий
доказывают, что когнитивное развитие детей с
умственной отсталостью отличается от такового у нормальных детей по большему числу аспектов, чем
только различия в темпе и верхнем пределе развития. Согласно их позиции, даже тогда, когда
умственный возраст Дэна совпадал с умственным возрастом младшего брата, мышление и стратегии
решения проблем у него качественно отличались, и, возможно, Дэн никогда не будет способен
выполнять некоторые задачи сверх определенного уровня.
Хотя этот вопрос еще не решен окончательно, существует достаточно свидетельств в пользу
теории развития для детей с семейным, в противоположность органическому,
типом умственной
отсталости (оба типа будут рассматриваться в разделе, посвященном причинам умственной отсталости).
А именно, дети с семейной умственной отсталостью в целом проходят стадии развития в постоянной
последовательности, той же, что и у детей без задержки развития (Hodapp & Zigler, 1995; Weiss et al.,
1986).
Исключениями являются некоторые дети с аномалиями мозга и дети с аутизмом (Hodapp &
Zigler, 1995). Также для детей с семейной умственной отсталостью, с некоторыми исключениями,
подтвердилась гипотеза сходной структуры. У этих детей наблюдается небольшой дефицит памяти и
обработки информации но сравнению с нормальными детьми их умственного возраста (Weiss et al.,
1986), но этот дефицит может быть объяснен трудностями с сохранением мотивации, необходимой для
выполнения шаблонных, скучных задач (Weisz. 1999).
Картина для детей с умственной отсталостью, имеющей органическую основу, более проста: у
них всегда есть, по крайней мере, одна область специфических недостатков, и по этой причине их
показатели хуже, чем у детей без задержки умственного развития, совпадающих с ними по умственному
возрасту. Таким образом, Дэн, очевидно, будет иметь иные показатели в определенных областях
развития, например в экспрессивной речи. Но, вероятно, он пройдет стадии развития в той же
последовательности, что и его младший брат, хотя и в менее быстром темпе.
Мотивация
Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в
обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что
дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать
неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего
обучения их мотивация выполнять новые требования понижается (Hodapp & Zigler, 1995). Эд,
|