вспоминая замечания своей учительницы в начальной школе, хорошо описывает это явление:
Ее негативное восприятие меня тревожит меня, как нарыв. Такова проблема людей вроде меня
школьники и учителя обнаруживают, что у нас есть проблемы, замечают их и отвергают
нас. Так, одна учительница была очень раздосадована тем, что я нахожусь в ее классе. Она
была вынуждена терпеть меня (Bogdan & Taylor, 1982).
Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного с ними умственного
возраста, дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и
довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего (Weisz, 1999). Взрослые
непреднамеренно могут потворствовать этой приобретенной беспомощности. Когда, например, ребенок
считается «отстающим», взрослые менее склонны настаивать на его упорстве в достижении цели, чем
если бы он был нормальным ребенком на том же уровне когнитивного развития. Это явление объясняет
некоторые из проявляющихся недостатков, обнаруживаемых в деятельности детей с умственной
отсталостью по мере их роста. Особенно это касается задач, для которых требуются навыки обработки
вербальной информации, например: чтения, письма и решения проблем (В. Weiss et al., 1986).
Многие сведения о других вопросах, касающихся возрастного развития и результата в зрелом
возрасте для детей с умственной отсталостью, получены из исследований детей с синдромом Дауна.
Эти дети вместе со своими родителями часто принимали участие в исследованиях, посвященных
сравнению их развития с развитием нормальных детей.
Изменения в развитии
Умственная отсталость не всегда является заболеванием на всю жизнь. Хотя она относительно
стабильное состояние в течение детства и зрелого возраста, показатель IQ любого человека может
повышаться или понижаться в зависимости от уровня нарушений и типа отсталости. Дети, страдающие
легкой умственной отсталостью, как Мэттью, могут при надлежащем обучении и возможностях
сформировать хорошие адаптивные навыки в других областях, и их уровень нарушений станет
недостаточным для диагноза «умственная отсталость» (АРА, 2000).
<«Осознавайте отличия наших детей, но уважайте их уникальность», родитель ребенка с
синдромом Дауна.>
Основная причина умственной отсталости ребенка, безусловно, влияет на степень, в которой
могут меняться его IQ и адаптивные способности. Дети с синдромом Дауна в целом не являющиеся
типичным примером протекания умственной отсталости, могут достичь успехов в среднем школьном
возрасте, а затем, со временем, их IQ может снижаться. Например, от года до шести лет дети с
синдромом Дауна зачастую демонстрируют значительные возрастные успехи в адаптивном
функционировании, но по мере взросления их темп развития выравнивается или даже замедляется.
Когда они становятся старше, в социальном развитии их так же наблюдается замедление темпа (F. R.
Brown, Greer, Aylward & Hunt, 1990). Это наблюдение получило название гипотезы замедления и
стабильности (Gibson, 1966; Hodapp & Dykens, 1996), которая утверждает, что у детей с синдромом
Дауна периоды успехов функционирования могут чередоваться с периодами медленного продвижения,
вплоть до нулевого. Хотя такие дети продолжают развивать свой интеллект, в течение детства у них это
получается все медленнее и медленнее.
Речь и социальное поведение
Результаты исследования развития речи и социального функционирования у детей и подростков
с синдромом Дауна позволяют предположить, что их развитие во многом следует предсказуемым и
упорядоченным курсом (Cicchetti, Toth & Bush, 1988; Dykens, Hodapp & Evans, 1994). Поскольку
когнитивное развитие, игра, самопознание, знания других взаимосвязаны упорядоченным и значимым
способом, считается, что скрытые символические способности детей с синдромом Дауна в целом
сохранены (Cicchetti et al., 1988).
Однако существуют значительные различия в развитии речи между детьми с синдромом Дауна и
их нормально развивающимися сверстниками. Возможно, наиболее заметным различием является
значительная задержка развития экспрессивной речи у детей с синдромом Дауна. Экспрессивная речь
необходима для овладения умением жить самостоятельно. У детей с синдромом Дауна экспрессивная
|