Navigation bar
  Print document Start Previous page
 333 of 537 
Next page End  

(Simonoff et al., 1996).
Нейробиологическое влияние
На развитие плода, а затем — младенца, могут также влиять неблагоприятные биологические
факторы, такие как плохое питание, воздействие токсичных веществ и различные пренатальные и
перинатальные стрессоры. Эти факторы прямо или косвенно ведут к снижению интеллекта и к
умственной отсталости в некоторых, отнюдь не во всех, обстоятельствах, что часто зависит от степени
повреждения плода и срока внутриутробного развития (первый триместр беременности является
периодом наибольшей восприимчивости). Беременность и роды — это время наибольшей
подверженности травмам, инфекциям и иным осложнениям, и такие проблемы объясняют около 10%
всех случаев умственной отсталости (АРА, 2000). Другие общие физические состояния, приобретенные
в младенчестве или детстве, такие как инфекции, травмы и случайное отравление, объясняют еще около
5% предполагаемых или известных причин умственной отсталости (АРА, 2000).
Воздействие алкоголя в пренатальный период считается одной из наиболее широко известных
причин умственной отсталости, которой можно избежать. Даже небольшое количество алкоголя в
период пренатального развития может негативно влиять на интеллект. Например, у матери, во время
беременности потреблявшей более 42,45 граммов алкоголя ежедневно, дети в четырехлетнем возрасте
имели IQ, в среднем, на 5 единиц ниже контрольного уровня (Streissguth et al., 1991). Воздействие
аспирина и антибиотиков в пренатальный период, по результатам того же исследования, дает подобный
негативный эффект.
Являясь довольно редким, алкогольный синдром плода считается самой известной причиной
умственной отсталости вследствие его явной связи с интеллектуальными нарушениями.
Распространенность его в Соединенных Штатах — приблизительно 0,7 на 1000 живых новорожденных
(Центр контроля заболеваемости, 1995), с несколько большей распространенностью среди афро-
американцев, и особенно среди коренных американцев, у которых алкогольный синдром плода
встречается почти в четыре раза чаще (2,7 на 1000 живых новорожденных), чем у основного населения
Соединенных Штатов.
Алкогольный синдром плода характеризуется дисфункцией центральной нервной системы,
аномалиями черт лица и задержкой развития ниже 10-го процентиля. Механизм, вызывающий
подобные аномалии, не совсем ясен, но считается, что в нем участвует тератогенное (относящееся к
нарушению развития плода) влияние алкоголя на развитие центральной нервной системы, а также
родственные повреждения, происходящие от связанных с алкоголизмом проблем с питанием и
метаболизмом (Steinhausen, Willms & Spohr, 1994). Кроме интеллектуальных недостатков, дети,
страдающие алкогольным синдромом плода, зачастую имеют длительные проблемы, сходные с
гиперкинетическим расстройством и синдромом дефицита внимания, включая дефицит внимания,
недостаточный контроль собственных импульсов и серьезные поведенческие проблемы. В среднем, их
IQ соответствует легкой степени умственной отсталости (Streissguth, Barr, Bookstein, Sampson & Olson,
1999).
<Особенности детей с алкогольным синдромом плода: кожные складки в уголках глаз, плоская
переносица, короткий нос, углубления между носом и верхней губой, небольшой объем головы, узкие
глаза, мелкие черты лица и тонкая верхняя губа.>
Кроме алкоголя известны и некоторые другие тератогены, повышающие риск возникновения
умственной отсталости посредством своего влияния на формирование центральной нервной системы.
Вирусные инфекции, такие как краснуха (German measles), перенесенные матерью в первый триместр
беременности, могут вызвать серьезные дефекты у плода. Однако иммунизация практически свела на
нет эту причину умственной отсталости в большинстве развитых стран. Сифилис, скарлатина,
туберкулез нервной системы, дегенеративные болезни нервов, а иногда корь и эпидемический паротит
также могут быть причиной умственной отсталости.
Умственная отсталость также может быть вызвана рентгеновскими лучами и определенными
препаратами, принимаемыми матерью во время беременности, механическим сжатием головы ребенка
во время родов, недостатком кислорода из-за задержки дыхания после рождения, отравлением,
например свинцом или окисью углерода, и опухолями или кистами мозга (Hodapp & Dykens, 1996). В
сущности, любая биохимическая или инфекционная субстанция, которая не может быть разрушена или
взята под контроль иммунной или регуляторной системами матери, может представлять собой
повышенную опасность для развития плода и, в свою очередь, для интеллектуальных способностей.
Hosted by uCoz