подкрепляют наградой каждое из достижений ребенка.
-
Направляемое повторение и овладение новыми навыками. Ответственные за ребенка люди
помогают ему повторять и расширять новоприобретенные навыки.
-
Избежание вредных проявлений неодобрения, насмешек или наказания. Используются
конструктивный критицизм и негативные последствия неприемлемого поведения.
-
Богатая и отзывчивая речевая среда. Взрослые обеспечивают ребенку предсказуемую и
понятную среду для коммуникации: для передачи информации, выполнения социальных заказов и
обучения новому материалу и новым навыкам.
Мать Дэна, исходя из собственного опыта, предложила некоторые дополнительные идеи:
Используйте творческий подход. Он (Дэн) учится посредством повторения, так что чем ближе
вы будете следовать «домашней» системе и координировать программы всех классов, тем проще
будет
учиться ему и другим студентам. Он может запомнить названия предметов, которых
касается в научной лаборатории. Он может выучить историю по книге, взятой им из библиотеки.
Используйте планы уроков, чтобы осветить предмет со всех сторон.
Бихевиористские методы лечения. Как было замечено выше, много лет единственным
способом решения проблем, которые представляют собой люди с умственной отсталостью, была их
изоляция от общества путем помещения в лечебное учреждение или в отдельную школу. Такая
практика сокращала их способность взаимодействовать с нормально развивающимися сверстниками.
Бихевиористская терапия впервые появилась в условиях тех строгих ограничений и изначально
рассматривалась как средство контроля или перенаправления негативного поведения, например
агрессии или аутоагрессии.
Благодаря стараниям обеспокоенных бихевиористов были разработаны основные принципы,
касающиеся применения бихевиористских методов по отношению к детям и другим людям, не
способным дать полностью осознанное согласие. Специальная комиссия Ассоциации бихевиористского
анализа поставила условие, что каждый человек имеет право на наименее ограничивающую
эффективную терапию, равно как и право на терапию, результатом которой являются безопасные и
значимые изменения поведения (Van Houten et al., 1988). Эти старания, в сочетании с усилиями
родителей и педагогов, перенесли акцент на применение позитивных методов обучения базовым
академическим и социальным навыкам в академических и общественных условиях для помощи детям и
подросткам с умственной отсталостью адаптироваться наиболее приемлемым образом.
План терапии Ванессы является типичным образцом успешного применения нескольких
бихевиористских методов. Речевой тренинг часто считается фундаментальной стартовой позицией для
обучения детей с умственной отсталостью навыкам следующей ступени, а бихевиористские методы
очень хорошо подходят для этой цели (Matson & Сое, 1991). План, разработанный для Ванессы,
предлагает практический пример использования этих методов (основано на Morris, 1978).
Ванесса принимала участие в индивидуальных терапевтических сеансах, на которых она
получала поощрение (в виде пищи и похвалы) за копирование звуков, издаваемых терапевтом.
Терапевт, проводивший речевой тренинг, использовал процедуру формирования, которая началась с
формирования списка реакций («ge», «ga», «oh»), которые все более и более походили на требуемую
реакцию (в данном случае это слово «go» (идти)). После того как Ванесса отработала первый звук, ей
давалось поощрение только за попытку произнести следующий звук в списке, и так далее, пока
постепенно не сформируется желаемый звук или слово.
Затем, чтобы ее звуки и одиночные слова превратились в функциональную речь, терапевт учил
Ванессу называть, что изображено на показываемых ей картинках. Если она называла, что изображено
на картинке, например «п¸с» в течение нескольких секунд, она получала социальное поощрение и,
при необходимости, материальную награду в виде конфеты. Когда Ванесса немного научилась называть
изображения на картинках, терапевт начал использовать некоторые из изученных слов в качестве
ответов на предлагаемые им вопросы, например «Что это?» Через некоторое время на терапевтические
сеансы стали приходить родители Ванессы, чтобы задавать ей подобные вопросы и поощрять
использование функциональной речи. По мере того как ее речь развивалась, вводились новые слова и
предложения такие, которые могли наиболее часто требоваться Ванессе дома, в кафе, в гостях, чтобы
попросить разрешения воспользоваться ванной.
Поведение Ванессы во время еды также представляло значительные проблемы для ее родителей.
Ей было сложно подцепить еду ложкой или вилкой, поэтому ее родителей научили, как использовать
|