научения. Метакогнитивный тренинг (также известный как исполнительный функциональный
тренинг) расширил ценность специфических навыков управления собой, скоординировав эти навыки в
учебной ситуации. Например, осваивая разнообразные базовые математические навыки, студенты
учатся определять тип математической задачи, с которой они сталкиваются, а затем выбирать
подходящую стратегию для решения задачи. Цель подобного тренинга состоит в том, чтобы, во-первых,
научить детей быть стратегами использовать когнитивные стратегии, а затем быть метастратегами
распознавать случаи применения различных стратегий в различных ситуациях (Whitman et al., 1991).
Стратегии, ориентированные на семью. Присутствие в семье ребенка с умственной
отсталостью серьезная, но не непреодолимая проблема. Семья играет центральную роль в развитии
любого ребенка, но в тех семьях, где ребенок страдает умственной отсталостью, уход за ребенком
требует значительно больше времени, энергии, умений (В. L. Baker, 1996). Потребности ребенка часто
вынуждают семью участвовать в работе различных общественных служб и образовательных систем, с
которыми они до сих пор были незнакомы. Наконец, большинство родителей детей с умственной
отсталостью считают, что их ребенок оказывает на семью положительное влияние, хотя семья
переживает уровень стресса выше среднего и у родителей наблюдается депрессивный синдром (Fidler et
al., 2000; Weinger, 1999). Мнение, что ребенок положительно влияет на семью, обнадеживает,
подкрепляя представление, что индивидуальные службы, созданные для ребенка, обычно более
эффективны, когда родители принимают в них активное участие (Floyd, Singer, Powers & Costigan,
1996).
Что же именно требуется родителям ребенка с умственной отсталостью для того, чтобы
действовать наиболее эффективно? Членам семьи нужна поддержка и руководство, доступ к
необходимым службам, хотя бы кратковременный отдых, доступность ориентированной на цель
консультации, для того чтобы быть в состоянии справиться с практическими трудностями, с которыми
они могут столкнуться: жесткие требования ухода за ребенком, нарушение сна, раздор в семье, нехватка
свободного времени и ограничение социальных возможностей (Floyd et al., 1996).
Кратковременная, сфокусированная на проблеме поведенческая терапия для родителей является
одним из наиболее успешных подходов, для того чтобы помочь им справиться с практическими
трудностями. Цели терапии каждой отдельной семьи разрабатываются индивидуально; затем родители
обеспечиваются решениями, подходящими для их нужд. Например, родителей могут обучать навыкам
уверенности в себе или техникам управления своим поведением (рассмотрены далее). В некоторых
случаях для принятия решения требуется дополнительное привлечение педагогов или персонала
дневного центра, или неформальных ресурсов: соседей или родственников семьи.
Родительский тренинг широко использовался для помощи родителям детей с умственной
отсталостью. В данном случае центром внимания становится приобретение ребенком навыков, а не
смягчение поведенческих проблем, как во многих других случаях, когда родители прибегали к помощи
тренинга (В. L. Baker, 1996). Родители обычно хорошо справляются со своей ролью основных педагогов
в течение нормального детства, так что родительский тренинг способствует концентрации внимания на
подготовке семьи к встрече с каждым новым препятствием.
Проект Portage показательная программа, которая существует более 30 лет и введена в
нескольких странах (Сора, Lucinski, Olsen & Wollenburg, 1999). Дети, страдающие умственной
отсталостью, от младенчества до 6 лет обучаются дома, родителями. Терапевт еженедельно посещает
семью на дому, обеспечивает обратную связь, оценивает результаты и моделирует способы обучения
новым паттернам поведения. Программа состоит из ряда паттернов поведения в пяти областях навыков:
когнитивной, речевой, самообслуживания, моторных навыков и социализации. Поскольку каждый из
этих навыков разбит на маленькие дискретные шаги, программа относительно проста в изучении и
применении, также одновременно повышается компетенция ребенка и компетенция родителей.
Существует три критических, хотя не исключительных, периода в жизненном цикле семьи, во
время которых родительский тренинг и семейное консультирование наиболее благоприятны. Первый
период захватывает младенчество и раннее детство ребенка, когда родители сталкиваются с
нарушениями у ребенка, и им может требоваться помощь в изучении способов обеспечения адекватной
стимуляции раннего формирования речи и сходных навыков развития. Второй критический период
наступает в дошкольные и школьные годы, когда родители часто желают узнать, какой способ обучения
их ребенка базовым академическим и социальным навыкам будет наилучшим. Интенсивные
программы, отнимающие значительную часть времени родителей, обычно лучше подходят в
дошкольном возрасте, когда семья наиболее сосредоточена на вопросах развития ребенка (С. Е.
Cunningham, Bremner & Secord-Gilbert, 1993). Наконец, беспокойство родителей вновь усиливается во
|