пальцем, смотрит, протягивает его взрослому, вызывая у него общий интерес. Хотя ребенок,
страдающий аутизмом, может принести другому человеку интересующий его предмет или указать на
него, он, как правило, делает это только в тех случаях, когда хочет, чтобы другой человек что-то для
него сделал; при этом он не стремится установить с ним контакт и найти с ним общий интерес, чтобы
получить удовольствие от самого процесса общения.
Больные аутизмом дети также отличаются необычными способами переработки социальной
информации. В раннем возрасте они испытывают большие, по сравнению с другими детьми, трудности
при имитации телодвижений, в отличие от имитации с помощью игрушек (toy actions) (I. M. Smith &
Bryson, 1994; Stone, Ousley & Littleford, 1997), а также при ориентации на социальные стимулы, в
отличие от ориентации на другие виды стимулов (G. Dawson, 1996).
Разглядывая человеческое лицо, они нередко обращают внимание на отдельные его части,
скажем на рот или нос, не рассматривая черты лица в целом (Boucher & Lewis, 1992). Аутичные дети, в
отличие от нормальных, отдают предпочтение неречевым звукам (Klin, 1999).
Вопреки распространенному ранее мнению о том, что больные аутизмом дети вообще не
способны на проявление родственных чувств к своим близким и не могут отличить собственных
родителей от других людей, результаты исследований свидетельствуют об обратном (Dissanayake &
Sigman, 2000). Большинство детей, страдающих аутизмом, более восприимчивы по отношению к своим
близким, чем по отношению к незнакомым людям. В присутствии знакомых их поведение приобретает
большую социальную направленность, они скучают, если близких нет рядом, чего не происходит при
общении с незнакомыми им людьми. (Sigman & Mundy, 1989). Кроме того, учитывая, что таким детям
свойственно дезориентированное и неупорядоченное поведение с характерными персеверациями,
можно говорить о том, что они проявляют, хотя и менее выраженные, но сравнимые с контрольной
группой нормальных детей, признаки тесной привязанности к своей матери (Capps, Sigman, & Mundy,
1994). Они предпочитают общество матери обществу незнакомого человека, прибегают к ее помощи
при изучении окружающего мира и быстрее успокаиваются в материнских объятиях.
Таким образом, мы не можем утверждать, что дети, страдающие аутизмом, совершенно
неспособны к формированию привязанности к другим людям. Скорее, можно говорить о том, что при
аутизме возникает дефицит тех навыков, которые позволяют понимать социальную информацию и
реагировать на нее (Rogers, Ozonoff, & Maslin-Cole, 1993). Как показано на фотографиях, помещенных
во врезке 10.1, страдающий аутизмом ребенок замечает, когда мать уходит из комнаты, и ищет ее, что
свидетельствует о наличии привязанности. Однако, в отличие от нормального ребенка, он вряд ли
понимает суть происходящего и не знает, что нужно делать для того, чтобы мать вернулась. Именно
поэтому наблюдателю может показаться, что ребенок лишен чувства привязанности к матери.
Врезка 10.1
Дети в процессе социального взаимодействия
Этот маленький ребенок, страдающий аутизмом, замечает, что мать вышла из комнаты. Он ходит
по комнате в поисках матери, но выражение его лица практически не меняется. Кажется, что он не
знает, что делать для того, чтобы мать вернулась.
Ребенок того же возраста, не страдающий аутизмом, скорее всего, будет вести себя следующим
образом:
В течение каких-нибудь десяти секунд выражение его лица меняется с: «Нет, не может быть,
чтобы они меня бросили» на «Неужели они вправду уходят?», а затем на «Какой ужас, они
действительно ушли». Ребенок плачет, но как только родители появляются, он успокаивается, и к нему
возвращается хорошее настроение.
(Источник: Расстройства поведения у детей, Behavior Disorders of Childhood, produced by Alvin H.
Perlmutter, Inc)
---
Помимо проблем социального характера дети, страдающие аутизмом, испытывают трудности в
распознавании эмоций по человеческим телодвижениям, жестам, выражению лица и голосу. Дети
дошкольного возраста, страдающие аутизмом, не замечают и не концентрируют свое внимание на
эмоциональных сигналах, подаваемых другими людьми: они не могут сказать о человеке, доволен он,
печален, заинтересован или раздражен. В отличие от нормальных дошкольников (mental age), они могут
сгруппировать изображения людей по типу головных уборов, которые те носят, а не но эмоциональным
|