выражениям их лиц (Weeks & Hobson, 1987).
Кроме этого аутичные дети отличаются от нормальных также в выражении собственных
эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным
использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой.
Таким образом, дети, больные аутизмом, не только обрабатывают, но и передают эмоциональную
информацию необычными способами. Пока мы не знаем, отличаются ли также их эмоциональные
переживания от переживаний, испытываемых другими детьми (Attword, Frith & Hermelin, 1988;
Loveland et al., 1994; Macdonald et al., 1989).
Нарушение процессов коммуникации
В течение двух лет мать молодого человека, страдающего аутизмом, пыталась поправлять
его, говоря ему: «Не так. Нормальные люди так не делают». Сын останавливался. Затем мать
добавляла: «Ты ведь хочешь выглядеть нормальным человеком, правда?», на что тот отвечал: «Да».
Но однажды матери пришло в голову спросить сына: «А ты знаешь, что означает слово
«нормальный»?» Сын снова ответил: «Да», что очень порадовало мать. Но когда она попыталась
добиться от него определения этого слова, он сказал: «Это вторая кнопка слева на стиральной
машине». (Donnellan, 1988)
Дети, страдающие аутизмом, испытывают серьезные нарушения, связанные с речью и общением,
которые проявляются уже в раннем возрасте и сохраняются в течение всей жизни. Еще до того как
ребенок научится говорить, он имеет в своем распоряжении богатый арсенал средств для сообщения
другим людям о своих потребностях, интересах и чувствах. К этим средствам относятся мимика,
вокализации и жесты. Одним из первых признаков нарушений речи у детей, страдающих аутизмом,
является неполное (inconsistency) использование доречевых средств коммуникации (preverbal
communications). Например, страдающий аутизмом ребенок может показать на чучело животного, до
которого он хочет, но не может дотянуться. Тем самым он демонстрирует способность использовать
протоимперативные жесты (protoimperative gestures) жесты или вокализации, служащие для
сообщения о своих нуждах. Однако этот ребенок, скорее всего, не будет использовать
протодекларативных жестов (protodeclarative gestures) жестов или вокализаций, служащих для
привлечения визуального внимания других людей к объектам общего интереса.
Основной целью использования протодекларативных жестов является вовлечение других людей
в процесс взаимодействия; так например, малыш, начинающий ходить, энергично показывает на собаку,
чтобы привлечь внимание матери к удивительному существу, которое он увидел.
Использование протодекларативных жестов предполагает умение вызывать и поддерживать
общенаправленное социальное внимание, а также способность понимать то, о чем думают другие люди
навыки, отсутствующие у детей, страдающих аутизмом. Кроме того, в их арсенале коммуникативных
средств отсутствуют и другие декларативные жесты, в частности, показательный жест (showing
gesture), который нормальные дети используют, показывая другим объект своего интереса или новый
для них предмет (например крем для бритья: см. врезку 10.2).
Врезка 10.2
Превербальные коммуникации
Если на ладонь ребенка, страдающего аутизмом, выдавить немного крема для бритья, это
привлечет его внимание, но при этом оно будет сконцентрировано исключительно на креме для бритья.
Ребенок уже не будет замечать отца и мать, которые стоят рядом, и не будет проявлять ни малейших
признаков желания поделиться с ними своим опытом.
Этот нормально развитый ребенок тоже увлечен новым для него зрелищем и хочет немедленно
посвятить всех в свое открытие, показывая матери, что у него в руке. У него есть что сообщить другим,
и он хочет, чтобы все приобщились к его опыту. Он хочет быть в центре внимания, и это является
естественным и очень важным желанием для ребенка его возраста.
(Источник: Расстройства поведения у детей, Behavior Disorders of Childhood, produced by Alvin H.
Perlmutter, Inc).
---
|