Почти половина детей, страдающих аутизмом, так и не овладевают осмысленной речью. В их
число также входит небольшой процент детей, которые начинают говорить, но затем регрессируют в
своем развитии, что происходит обычно между 12-м и 30-м месяцем. Аутичные дети, частично или
полностью не овладевшие речью, не используют жесты в целях коммуникации. Вместо них возникают
примитивные формы коммуникации: ребенок тащит мать за руку в нужном ему направлении, приносит
матери апельсин, чтобы она его почистила, или коробку, чтобы она ее открыла. Дети, страдающие
аутизмом, могут использовать инструментальные жесты (instrumental gestures) для того, чтобы кто-
нибудь немедленно для них что-то сделал, однако они не используют экспрессивных жестов (expressive
gestures) для передачи своих чувств (U. Frith, 1989). Эти два типа жестов показаны на рис. 10.1.
Рис. 10.1. Инструментальные и экспрессивные жесты. Дети, страдающие аутизмом, используют
жесты для того, чтобы другие люди что-то сделали для них, но не используют жесты для передачи
своих чувств. (Источник: U. Frith, 1989).
Если у детей, страдающих аутизмом, развивается речь, они начинают разговаривать не позже
пятилетнего возраста. Почти у всех больных наблюдается отставание в речевом развитии, наиболее
ярко проявляющееся в использовании качественно неполноценных форм коммуникации. Наиболее
заметной чертой является дефицит речевого общения (social chatter), который выражается в неумении
использовать речь с целью социальной коммуникации. Родители и учителя описывают речь таких детей
как бессмысленную, бессвязную, неадекватную и слабо соотнесенную с ситуацией, в которой они
находятся. Примером такой речи может служить интервью с Джерри, пятилетним мальчиком,
страдающим аутизмом, который активно использует экспрессивную речь (Bemporad, 1979, pp. 183-184):
Интервьюер: «Ты будешь рисовать мужчину или женщину?»
Джерри: «Мужчина был дело даме.»
Интервьюер: «Что это значит?»
Джерри: «Нет, мужчина представляет даме, да, да, да. По радио. Дама дает педаль. Большой
платок и салфетка, они заправлены. Да, видишь, вот оно. Мы нарисуем картину и засунем ее в раму.»
Помимо речевой идиосинкразии [Речь с характерными индивидуальными грамматическими и
семантическими отклонениями Прим. ред.] с ее крайне необычными и, очевидно, не связанными с
контекстом вербализациями, таких детей отличают еще два качественных нарушения речи: реверсия
(повторение)
местоимений (pronoun reversals) и эхолалия (echolalia). Реверсия местоимений возникает в тех
случаях, когда ребенок произносит личные местоимения в точности так, как он их слышит, не изменяя
их в соответствии с контекстом. Например, когда ребенка по имени Тим спрашивают: «Как тебя
зовут?», он отвечает: «Тебя зовут Тим», вместо «Меня зовут Тим». Эхолалия, которая может быть
моментальной или отсроченной, возникает в тех случаях, когда ребенок дословно повторяет, как
попугай, слова или фразы, которые он услышал. Ребенок, которого спрашивают: «Хочешь печенье?»,
ответит повторением вопроса: «Хочешь печенье?» Хотя эхолалия раньше считалась формой патологии,
она может фактически являться для ребенка, страдающего аутизмом, важным шагом на пути к
овладению речью. Эхолалия, а также другие нестандартные формы речевого поведения (unconventional
|